Итак, мы закончили главу 14 и теперь начнём главу 15. Она называется «Йога Высшей Личности». Это непростая глава. Попробуем.
Текст 1
«Верховный Господь сказал: Писания говорят о вечном дереве баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, листья которого – ведические гимны. Познав это дерево, человек постигает мудрость Вед».
Комментарий Бх. Св.: «Услышав о важности бхакти-йоги, человек может спросить: “А как же Веды?” Из данной главы мы узнаём, что цель изучения Вед – постичь Кришну. Поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением Ему, уже знает Веды.
Лабиринт материального мира сравнивается здесь с баньяновым деревом. Тот, кто поглощён кармической деятельностью, может вечно странствовать по его ветвям…»
Мы должны чётко понимать эту аналогию. Баньяновое дерево – это состояние рабства в материальном мире. Рабство – это карма, результат нашей деятельности. Вот что порабощает нас. Действия совершаются под влиянием трёх гун материальной природы. То есть мы получаем всё более и более ясную картину того, что душа, приходящая в материальный мир, оказывается полностью под управлением.
На самом деле, большая часть Вед говорит о материальном измерении. Там говорится о всевозможных правилах, предписаниях, ритуалах, жертвоприношениях. Правильное поведение и управление чувствами необходимы, чтобы достичь успеха в деятельности ради наслаждения плодами.
То есть, в сущности, речь идёт о четырёх целях. Веды в основном имеют дело с четырьмя целями.
Первая – религиозность (такая, какая описана в Ведах). Это ритуалы, жертвоприношения, мантры, поклонения и так далее. Религиозность необходима для того, чтобы достичь экономического развития. То есть все эти религиозные ритуалы ведут к экономическому развитию (вторая цель). А экономическое развитие необходимо для того, чтобы можно было удовлетворять чувства (третья цель). На эти три цели идёт основной упор. Веды дают наставления в том, как достичь этих целей наилучшим образом. Затем, в конечном счёте, когда человек устаёт от чувственного удовольствия, он ищет освобождения (четвёртая цель). Веды говорят в основном именно об этих четырёх целях.
Но, конечно, выше всего этого находится преданное служение Господу. И какого бы результата человек ни достиг в ведических видах деятельности, касающихся этих четырёх целей, всё это само собой достигается в процессе преданного служения Господу.
Однако для того, кто занимается деятельностью ради наслаждения её плодами, этому дереву баньяна нет конца. Он путешествует с одной ветви на другую, на третью и так далее.