Описывается четыре основных вида страданий в жизни, которые присутствуют во всех местах, на всех планетах материального мира: там есть рождение – это страдание; есть болезни – очевидно, это страдание; есть старость – это тоже страдание (что бы вы об этом ни слышали – это страдание); и есть смерть – это не самый приятный опыт. Рождение, болезни, старость и смерть повсюду в материальном творении, включая райские планеты. Так что даже если вы достигнете своей цели – попасть на райские планеты – там вас по-прежнему ждёт страдание. Кришна пытается нам дать знать об этом. Он говорит: «Не делайте это своей целью, потому что там вы так же будете несчастны. Да, там будет невероятное райское наслаждение, удовольствие для чувств, но оно не исключает страданий».
Но Кришна постоянно описывает и продолжает описывать, что существует место, где нет страданий. Это Его обитель, Его мир, духовный мир. Там нет материальной энергии, нет рождения, нет болезней, нет страданий, нет смерти – и это цель. Но для мудрого… Он не заинтересован райскими удовольствиями. И, очевидно, он не заинтересован тем образом жизни, который ведёт в адские условия. Он видит другую цель. И это – духовный мир. И Кришна коротко говорит об этом здесь: «Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь».
Когда вы достигаете обители Кришны, вы больше не принимаете рождений здесь. Откуда мы знаем об этом? Потому что Кришна так сказал. Я слышал, как люди говорили мне больше одного раза… Мы говорим о совершенстве духовного мира, о том, что это наш настоящий дом, и что в этом заключена цель человеческой формы жизни – вернуться в духовный мир. Жить жизнь таким образом, чтобы, когда мы встретимся с неминуемой смертью, мы смогли отправиться в духовный мир – наш настоящий дом. В этом цель человеческой жизни.
В любом случае, уже было так, что люди слышали это, а затем говорили: «Ну а если я был в духовном мире изначально, и мы там действительно все были, и пришёл в этот материальный мир, то кто сказал, что если я вернусь в духовный мир, то я снова не сделаю что-то не так и не вернусь сюда?» То есть с такой идеей: «Зачем тогда вообще беспокоиться? Я буду стараться делать всё для того, чтобы отправиться туда, а потом я снова приду сюда. Зачем тогда вообще что-то делать?» И этот аргумент, который выдвигают люди, которые не хотят следовать ничему из вышеперечисленного, – это их оправдание.
Но тот же человек будет годами работать, чтобы накопить денег, чтобы поехать, я не знаю, на курорт на две недели. Он покупает билет туда, он также покупает билет обратно, зная, что он сможет пробыть там только две недели. «Да, но это стоит того, потому что там будет так здорово». А мы говорим о том, что ты можешь отправиться в духовный мир, по сравнению с которым курорт – ничто. И вы беспокоитесь: «А вдруг я приду обратно, зачем тогда попадать туда?» Использую одну и тоже логику: зачем вам ехать туда, если вы всё равно собираетесь вернуться обратно? И вы уже заранее об этом знаете, потому что у вас есть билет. Это просто люди, которые не хотят это делать.
Но в любом случае, истинная гарантия заключается в том, что Кришна это говорит: «Но тот, кто достиг Моей высшей обители, о сын Кунти, уже больше никогда не родится в материальном мире». Это совершенная вечная гарантия.