И Кришна говорит здесь о том, что Он пребывает внутри и вне всех живых существ. И Он бесконечно далеко и, вместе с тем, очень близко. Кришна находится в духовном мире – это далеко, но Он так же находится в нашем сердце – очень-очень близко. Об этом так же говорит Шри Ишопанишад (священное писание).
Давайте прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупад.
Комментарий Бх.Св.: «Из ведических писаний мы узнаём, что Господь Нараяна, Верховная Личность, пребывает внутри и вне каждого живого существа. Он одновременно находится в духовном и в материальном мире. Находясь бесконечно далеко от нас, Он в то же время всегда рядом с нами. Об этом сказано в Ведах. Он вечно испытывает трансцендентное блаженство, наслаждаясь Своими богатствами, но с помощью материальных чувств мы не в силах увидеть или понять это».
Он всегда наслаждается. Кришна – Верховный наслаждающийся. Поскольку Он творец, Он устроил всё для Своего наслаждения, но это трансцендентное наслаждение, которое мы не в состоянии понять. Мы ограничены нашим пониманием материального наслаждения, поэтому мы не в состоянии понять Его трансцендентное блаженство.
«… с помощью материальных чувств мы не в силах увидеть или понять это. В Ведах сказано, что материальные чувства и ум не могут постичь Господа».
Одно то, что говорится о Кришне – что Он непостижим, а с помощью своего материального ума мы пытаемся постичь Кришну, но Он непостижим. Материальный ум не в состоянии постичь Его. Опять же, мы пытаемся и пытаемся постичь Бога своими умом и чувствами, и не можем это сделать.
«Однако тот, кто очистил свой ум и чувства, занимаясь преданным служением Господу в сознании Кришны, видит Господа постоянно».
Чтобы очистить ум и чувства, нужно заниматься преданным служением Господу. И это процесс бхакти-йоги, практика этого процесса.
«Об этом сказано в “Брахма-самхите”: Преданный, развивший любовь ко Всевышнему, всегда, постоянно видит Его образ»».
На самом деле то, что привлекает Кришну – это любовь. И это то, что привлекает всех. Если вы подумаете о чём-то одном, что привлекает вас больше, чем что-то другое, каждый в конечном итоге должен будет признать, что это любовь. Даже хотя в этом материальном мире у нас не любовь, а вожделение, но оно выглядит как любовь, и это то, что привлекает нас. Потому что такова наша природа. Так что самого Кришну привлекает любовь – это та эмоция, которая доставляет наибольшее удовольствие. Так что, если кто-то любит Кришну – Кришну привлекает эта любовь.
«О том же самом говорится в “Бхагавад-гите” (11.54): постичь и увидеть Господа можно только с помощью преданного служения».
И это единственный способ. Нет другого способа. Кришна тот, кто устанавливает правила. Нам очень трудно это принять, мы хотим, чтобы Бог подчинился нашим правилам, что означает, естественно, что мы хотим управлять Богом. Мы хотим говорить Ему то, что Он должен делать, что является абсурдом. Я имею в виду, когда вы понимаете кто такой Верховный Господь, Его положение по сравнению с нами и нашим положением – это абсурд. Но у нас есть это убеждение: «Я собираюсь говорить Богу, что Ему нужно делать». И, естественно, это то, что держит нас очень далеко.
Процесс бхакти-йоги предназначен для того, чтобы помочь нам понять не только, кто такой Кришна, но так же каково наше положение. Как нужно нам действовать, как мы должны быть подчиненными и смиренными и служить Ему, и не требовать того, чтобы Он служил нам. Так что это единственный способ, как можно узнать Кришну – преданное служение.
Я могу потратить миллионы жизней, пытаясь узнать Его каким-то другим образом: либо я создаю свои собственные способы, или я следую способам, которые создал кто-то другой – не имеет значение, это не сработает. Потому что решает Кришна: кто будет близко к Нему, а кто нет; кто познает Его, а кто нет; кто увидит Его, а кто нет; кто будет понимать Его. Это всё на Его условиях. Понимаете? И это то, чему Кришна учит в Бхагавад-гите.
Хорошо. Остановимся здесь. Спасибо большое!