Бхагавад-гита 8.21
«То, что ведантисты описывают как непроявленное и совершенное, что известно как высшее назначение, то место, из которого, однажды достигнув его, человек никогда не возвращается – есть Моя высшая обитель».
Мы читали в восьмой главе «Бхагавад-гиты», что когда человек достигает этой обители, он никогда не возвращается. Также Кришна говорит здесь, что есть высшее назначение.
«Высшая обитель Верховной Личности Бога, Кришны, описывается в «Брахма-самхите» как чинтамани-дхама
, место, где исполняются все желания».
Становится ясно, что, даже если ты достигаешь духовного совершенства, у тебя будут желания. Конечно, буддисты или имперсоналисты (последователи философии, что Бог не личность – прим. ред.) продвигают идею о том, что, если ты достигаешь совершенства, у тебя не будет желаний, что все желания – это плохо, и цель – освободиться от всех желаний. Но они не знают, что выше этого состояния без желаний, брахмаджьоти
, или нирваны
, как называют это буддисты, есть другой мир – взаимоотношений, личностей, любви, желаний и т.д.
Иметь какие-то желания – это природа души. Но если это материальные желания, то они противоречат благополучию души. Однако обитель Кришны полна личностей, у которых есть желания, и все эти желания исполняются. В материальном мире немного желаний исполняется, мало.
«Высшая обитель Господа Кришны называется Голока Вриндавана, и в ней множество дворцов, сделанных из философского камня. Там также растут деревья, называемые «древами желаний», дающие любую пищу, какую пожелаешь; там живут коровы сурабхи, которые дают неограниченное количество молока».
Очевидно, что обитель Кришны совершенна. Совершенна для наслаждения Кришны и всех её жителей. Здесь описывается, что такое совершенство.
Деревья – с любыми фруктами, которые вы захотите: «Я хочу такой-то плод», – раз, и сорвал его. «Мне хотелось бы персик, манго…» – что бы ни захотелось, деревья желаний исполняют желания, обеспечивают любые плоды по желанию.
Кришна хочет, чтобы наши желания исполнялись. Это не так, что Кришна против того, чтобы наши желания исполнялись. Он предоставляет нам весь материальный мир, чтобы мы смогли исполнить свои материальные желания. И как бы они ни были искажены или извращены, Он всё равно предоставляет нам объекты наших желаний. Но духовный мир – это мир, в котором они в своём совершенном состоянии.
Коровы сурабхи
– это духовные коровы, это не такие коровы, как на этой планете. Это коровы, которые могут давать сколько угодно молока. Значит, молоко – это хорошо, это напиток духовного мира. Мы читаем о разнообразных молочных продуктах, о том, как Кришна наслаждался различными молочными продуктами.
Это всё есть в духовном мире. Не просто в духовном мире, но на Голоке Вриндавана. Мы хотим обозначить, что именно на Голоке Вриндавана. Конечно, в духовном мире есть большое разнообразие, не так, что все планеты одинаковые. Но, когда Кришна говорит о Своей высшей обители, Он имеет в виду именно Голоку Вриндавана – личную планету Кришны.
Конечно же, есть возможность туда отправиться, и Он описывает здесь как: достигни сознания Кришны, думай о Кришне, тогда ты идёшь в личную обитель Кришны. Это то, что говорит Кришна, это то, чему учат ачарьи в нашей цепи ученической преемственности.
«В этой обители Господу служат сотни тысяч богинь удачи (Лакшми), а Он именуется Говиндой, изначальным Господом, причиной всех причин».
Кришна отличается от Говинды, или Говинда отличается от Кришны? Нет. Кришна во Вриндаване известен как Говинда, Гопала.
«Господь обычно играет там на Своей флейте (венум кванантам
)».
Он играет на Своей флейте.
«Его трансцендентальная форма – самая прекрасная из существующих во всех трёх мирах. Его глаза подобны лепесткам лотоса, и Его тело цветом напоминает тучу. Он настолько прекрасен, что Его красота превосходит красоту тысячи купидонов».
Конечно, было бы невозможным описать красоту Кришны. Да, её описывают, но говорится, что если кто-то увидел форму Кришны, то его больше уже ничто не привлекает. Знаете, как гопи говорят? Если ты хочешь быть со своим мужем, то никогда не смотри на Кришну. Если ты увидела Кришну, то всё. Он такой прекрасный, такой привлекательный.
«На Нём одежда цвета шафрана…»
Такие подробности, что описывается даже цвет Его одежды – цвета шафрана.
«…гирлянда на шее и павлинье перо в волосах».
У нас есть много изображений Кришны, и все они истинные, потому что они нарисованы на основании описаний священных писаний.
«В «Бхагавад-гите» Господь Кришна лишь упоминает о Своей личной обители, Голоке Вриндавана, которая является высшей планетой в духовном царстве. Яркое описание её даётся в «Брахма-самхите». В ведической литературе («Катха-упанишад» 1.3.11) говорится, что нет ничего, что превосходило бы обитель Всевышнего Господа, и что эта обитель есть высшая цель и назначение».
Это должно быть очень ясно нам. Когда вы слышите о нирване, или нирвакалпа-самадхи,
имперсональной реализации, то она не очень привлекает. «Ты хотел бы просто погрузиться в свет?» – «Ну, я так не думаю. Это как ничто, зачем это мне, когда можно отправиться вот туда, в обитель Кришны?»
Нет желания всего того, что тут описывается, у них нет желания отправиться туда, они не верят в этот мир, и поэтому они думают: «Лучше я отправлюсь в этот свет». Но главное – это то, что они не принимают Кришну. Так что, если ты не принимаешь Кришну, то ничто не может быть правильным, всё будет тогда неправильно.
Так что, снова:
«В ведической литературе («Катха-упанишад» 1.3.11) говорится, что нет ничего, что превосходило бы обитель Всевышнего Господа, и что эта обитель есть высшая цель и назначение».
«Тот, кто достигает её, никогда не возвращается в материальный мир. Высшая обитель Кришны и Сам Кришна суть одно, не различаясь в качественном отношении. На нашей земле, в девяноста милях к юго-востоку от Дели, находится Вриндаван, который является копией высшей планеты Голоки Вриндавана, находящейся в духовном небе».
Если у кого-то есть чистое видение, он видит: там нет разницы. Голока Вриндавана в Индии и Гокула Вриндавана в духовном мире – одно и то же, нет разницы. Но, если вы отправитесь туда сегодня, вы увидите, что она немного отличается от той, которая здесь описывается. Она не выглядит так же, я точно говорю. Но под материальным покрытием, материальной оболочкой, которую мы видим материальными глазами, она такая же.
Преданный Господа видит чисто, а все остальные видят сквозь прикрытие иллюзии.
Люди думают, что они могут купить билет во Вриндаван. Они думают, что, купив билеты на самолёт в Дели и на поезд до Вриндавана, они могут попасть туда. Но это не так. Единственный способ, как ты можешь отправиться во Вриндаван, – это через преданное служение.
«Когда Кришна низошёл на нашу землю, Он предавался Своим играм и развлечениям именно там – во Вриндаване, занимающем площадь примерно в восемьдесят четыре квадратных мили, в районе Матхура, в Индии».
Так что, всё то, о чём вы читаете в «Источнике вечного наслаждения», именно там происходило. Река Ямуна, лес, где Кришна и играли мальчики-пастушки, холм Говардхан – всё там есть. Опять же, это выглядит совсем иначе, чем вы могли бы себе представить. Но с духовным видением вы можете увидеть.
Туристы едут туда: «Давай-ка поедем, посмотрим!» Они ездят в туристических автобусах, выглядывают из окон: «О Боже, как здесь грязно! Не выглядит очень приятно. А давай поедем в Агру. Это там, где Тадж-Махал». И потом: «О, это красивее! Это то, что мы искали! Тадж-Махал…»