Мы читаем 12-ю главу Бхагавад-гиты «Преданное служение». И мы не закончили, но почти закончили комментарий к пятому стиху. Тема такая: путь имперсонализма, путь поклонения безличному Брахману, непроявленному, очень труден, и Кришна советует нам не следовать этому пути. Как мы вчера обсуждали, не нужно связываться с этим процессом, даже начинать его, потому что вы можете привязаться к этому, и потом нелегко будет от него отказаться. И Кришна предупреждает нас об этом. Мы продолжим последний абзац комментария.
«КОММЕНТАРИЙ: Живое существо вечно существует как индивидуальная душа, и если она желает раствориться в духовном целом, то может постичь аспект вечности и знания своей изначальной природы, но аспект блаженства она не осознает».
Душа – «сат чит ананда». «Сат» – это «вечность», «чит» – «знание» и «ананда» – «духовное блаженство». И мы узнаём, что те, кто следует этому пути, а именно гьяна-йоги, могут осознать аспект «сат», то есть аспект вечности, что они вечны, они достигают полного осознания: «Я вечен», «чит» – аспект знания: «Я – духовная душа» и всё это знание, но они не могут осознать «ананду» или «духовное блаженство». Этого там нет, оно за пределами, но это самая важная часть. Это то, чего мы ищем. И вы этого не получаете. Гьяна-йог это упускает. Он может думать, что он этого достиг, потому что то осознание, которое он обретает, гораздо выше любых материальных опытов. И он заключает, что это настолько хорошо, настолько лучше, что ничего лучшего быть не может. Но он не прав. Он даже и близко не подошёл к ощущению «ананды», или духовного блаженства. Так что, опять же, таким образом человек ограничивает себя.
«Милостью какого-нибудь преданного такой трансценденталист, хорошо изучивший процесс гьяна-йоги
, может прийти к бхакти-йоге
, или преданному служению».
Мы говорили об этом раньше, что где-то в жизнь гьяна-йога должна войти бхакти-йога. Как здесь говорится, что, в конце концов, он может достичь успеха, если встретит преданного Кришны. А если нет, то он не достигнет успеха. Но как мы вчера узнали из истории Махараджи Дхрувы, Кришна знает, когда что должно произойти и Он устраивает таким образом, чтобы в нужный момент такая встреча произошла. Когда гьяна-йог оказывается готовым, Кришна устраивает так, что он встречает бхакти-йога, преданного.
«Но к тому времени длительные занятия гьяна-йогой также становятся источником трудностей, так как человек не может оставить свои имперсональные идеи».
Здесь говорится, что вы не можете это оставить, не так легко просто переключиться. Всё это загрязнение по-прежнему там есть. Вы слышите истину бхакти, но она извращается и загрязняется всеми этими имперсональными загрязнениями. Вы думаете, что понимаете её, но на самом деле не понимаете. Так что, опять, это является источником проблем, даже если такой человек встречает преданного.
«То есть, и практика, и осознание непроявленного представляют трудность для воплощенной души».
И очень многим людям это кажется очень привлекательным. Как и множество других вещей, которые для нас неполезны. Столько всего нам кажется привлекательным, что для нас неполезно. И из-за этой привлекательности мы связываемся с этими вещами и вынуждены платить за это. Так что, Кришна опять говорит нам: «Это моё предупреждение и это мой совет. Не занимайся этим».
«Каждая живая душа обладает частичной независимостью, и человек должен четко уяснить себе, что такое осознание непроявленного противоречит природе его духовной, исполненной блаженства сущности».
Опять же, это противоречит нашей вечной природе. И мы никогда не почувствуем блаженства – «ананды», которое принадлежит нам по праву. Так что, это большая проблема. И Бхактиведанта Свами говорит: «Не нужно заниматься этим процессом». Очень ясно. Не нужно начинать этот процесс.
«Для каждого индивидуального живого существа процесс сознания Кришны, влекущий за собой преданное служение с полной отдачей, есть наилучший путь».
Для каждого индивидуального живого существа, не только для некоторых. Но люди говорят: «Это хорошо для вас, но не для меня. Я рад, что вам это нравится. Преданное служение – это хорошо для вас, но это не мой путь». Сколько раз мы это слышали : «Это, просто, не мой путь». Такой вывод они делают под влиянием майи. Но на самом деле, это твой путь. Господь Чайтанья говорит, что воспевание святых имен – это лучшее благословение всему человечеству. И вы даже можете расширить это и сказать: «Для всех живых существ». Господь Чайтанья ясно говорит, что это для всего человечества, не для тех, кто в Индии, в той части света, в другой. Но на самом деле, мы знаем, что это для всех живых существ. Это для тебя. Просто ты это ещё не принял.
«Для игнорирующих преданное служение существует опасность обращения к безбожию».
Атеист – это тот, кто говорит, что Бога нет. И, в сущности, вся его философия атеистична. Они говорят, что Бога нет. Я говорил вчера об этой группе религиозных лидеров, которых спросили про землетрясение. Там один лидер так и сказал: «В нашей философии нет никакого Бога, поэтому ответ на вопрос: «Где был Бог?» – «Нигде», потому что Его просто нет».
Таким образом, существует теистическая философия, и это философия бхакти-йоги. Но не нужно забывать, что атеист может стать теистом. Это не его вечное положение. Он может поменяться и может стать теистом.
«Таким образом, процесс сосредоточения внимания на непроявленном, непостижимом, находящемся за пределами чувств, как было объяснено в этом стихе, никогда не следует поощрять, особенно в этот век. Господь Кришна не рекомендует это».
Такова наша обязанность. Мы никогда не должны этого поощрять. Если люди это делают, то это их свобода, но мы, конечно же, не должны этого поощрять.
Единственная точка зрения, которой мы придерживаемся, это точка зрения Кришны. И всё, больше ничего. И наше учение заключается в том, чтобы видеть глазами Кришны и Парампары. Если вы не знаете, в чём заключается точка зрения Кришны и Парампары, то лучше вам это узнать. Иначе вы просто будете ходить, как слепой: не будете знать, что сказать, что сделать. Очень важно, чтобы мы это понимали.