Текст 18
«Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех – бренных и неизменных, и потому во всём мире, во всех Ведах Меня славят как Верховную Личность».
Всегда стоит вопрос о том, кто величайший среди живых существ.
Помните, что это говорит Кришна. Он говорит нам о Себе, на случай если мы о Нём не знаем. Многие люди этого не принимают. Кришна очень ясно здесь говорит о том, кто Он. И даже хотя Он так ясно это говорит, всё равно есть люди, которые это не принимают. Что тогда можно сделать? Кришна говорит: «Вот кто Я. Я …» Давайте ещё раз прочитаем.
«Будучи трансцендентным…»
Очень ясно говорится, что Он не обычный человек. Он говорит в четвёртой главе или какой-то другой главе – не помню точно: «Глупцы глумятся надо Мной, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают Моей трансцендентной природы, трансцендентной природы Моего явления и ухода». И здесь Он снова говорит:
«Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех – бренных и неизменных».
Помните, что есть только два класса: бренные и неизменные. Он не состоит ни в одном из них.
«Будучи величайшим…»
Он опять очень ясно говорит: «Я – величайший».
«Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех бренных и неизменных. И потому во всём мире, во всех Ведах Меня славят как Верховную Личность».
Иногда люди говорят: «А откуда вы знаете, что Кришна – Бог?» Потому что Он так говорит.
Кришна очень ясно объясняет кто Он. Он говорит: «Я – величайший, и во всём мире, во всех Ведах Меня славят как Верховную Личность».
Комментарий Бх.Св.: «Превзойти Верховную Личность Бога, Кришну, не может никто – ни освобождённые души, ни обусловленные».
Преданные Бога не пытаются превзойти Кришну. Желание превзойти Кришну – только у материалистов. У преданного Бога нет такого желания, потому что его удовольствие заключается в том, что он подчинён и служит Господу. Он хочет этого, ему это нравится. Он так счастлив, что у него это положение подчинённости. Но материалисту – это не нравится.
«Превзойти Верховную Личность Бога, Кришну, не может никто – ни освобождённые души, ни обусловленные. Поэтому Его называют величайшей личностью. Из данного стиха также явствует, что и живые существа, и Верховный Господь являются индивидуальными личностями. Разница между ними в том, что любые живые существа, как обусловленные, так и освобождённые, не могут в количественном отношении превзойти непостижимые энергии Верховной Личности Бога».
И им не стоит пытаться. Если бы мы просто могли принять кто мы на самом деле: «Я – вечный слуга Кришны», – жизнь была бы намного легче. Когда я пытаюсь быть Кришной – жизнь очень-очень трудна. Потому что я – не Кришна. Так что это большая борьба: я пытаюсь быть Кришной, но я не Кришна, и поэтому я очень расстраиваюсь.
Но преданному Бога не нужно об этом беспокоиться. Он не имеет с этим дело, он не пытается быть Кришной. Он старается быть лучшим слугой Кришны. Вот в чём его беспокойство: «Я недостаточно хороший слуга Кришны. Я падший», – это его проблема.
А у другого человека проблема: «Я слуга Кришны? Мне не нравится это!» Вот почему имперсонализм (философия, что Бог не личность) так популярен:
– Ты можешь быть Богом!
– Ух ты, спасибо!
– Ты Бог, но ты забыл.
– Я так и знал. Вы поможете мне вспомнить?
– Да, конечно!
И все «счастливы».
Комментарий Бх.Св.: «Особого внимания заслуживает слово уттама: превзойти Верховную Личность Бога не может никто.
Верховный Господь, принимающий образ Параматмы в сердце каждого, также описан в Ведах. В одном из стихов Вед сказано: «Отделяясь от тела, Сверхдуша входит в безличное брахмаджьоти и остаётся в нём в Своей чисто духовной форме. Этот Высший Дух называют Верховной Личностью». Это значит, что Верховная Личность проявляет и распространяет Своё духовное сияние, которое представляет собой изначальный источник света. У Верховной Личности есть также другая ипостась – Параматма.
Воплощаясь на Земле в образе Вьясадевы, сына Сатьявати и Парашары, та же Верховная Личность даёт людям знание Вед».
Вьясадев – это инкарнация Кришны, которая даёт нам ведическое знание. Говорится, как только появляется материальное творение, Веды становятся частью этого творения. Они не создаются, а помещаются, делаются доступными в материальном творении, чтобы у живых существ был шанс правильного руководства, чтобы они знали, как жить и что делать.
Это не так, что сначала появляется творение, и очень долго нет никакого руководства, а потом в какой-то момент появляются Веды, тогда как до этого у людей не было такой возможности. Нет. Как только сотворён этот мир, всегда доступно это знание.