Posted by on Чер 23, 2015 in Восемнадцатая глава | 0 comments

Текст 41
«Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трём гунам материальной природы, о покоритель врагов».

Кришна очень часто говорит о системе варнашрама. Это Его система. Это совершенная общественная система. И когда эта система не задействована, то общество, по сути дела, превращается в полнейший хаос. В нём нет порядка, нет истинного прогресса, и всё идёт вниз, а не вверх. И вы можете увидеть: это то, что есть у нас сейчас. У нас нет этой системы, даже в Индии. Могут быть какие-то намёки на эту систему. Но эти намёки – это всё, что есть. Это не настоящая функционирующая система варнашрама. Поэтому нельзя найти всех её плодов.

Вы можете увидеть, что в Индии очень много проблем, там огромная деградация. Люди думают: «Индия – это такое духовное место…» Это так, потому что очевидно: там есть святые люди и все невероятные места паломничества, святые места, такие как река Ганга, река Ямуна (Калинди) – все эти невероятные реки и так далее. Но общество в целом уже не такое. Они позволили западному влиянию прийти и всё захватить, к сожалению.

Система варнашрама – совершенная система. И, конечно, в Кали-югу у нас этого нет. У нас есть то, что влечёт за собой Кали-юга, – хаос, раздор, замешательство. Век тьмы.

Так что, читая Бхагавад-гиту, мы должны понимать, что всё это говорилось тогда, когда ведическая система (и культура, которая, конечно, тоже была, но это не самое главное; сейчас всё равно есть какие-то признаки ведической культуры) была функционирующей общественной системой. И когда была поведана Бхагавад-гита, это всё имело место быть. И мы можем научиться тому, как это должно быть. Мы можем увидеть, как совершенно Кришна всё устроил в каждом разделе жизни.

«Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трём гунам материальной природы, о покоритель врагов».

Брахманы находятся под влиянием гуны благости. Поэтому они лидеры, они голова общества. Мы читаем обо всех этих необыкновенных качествах гуны благости: разум, понимание, решительность, не говоря уже о счастье и других качествах. Брахманы находятся в этом положении. Поэтому они квалифицированы направить общество, они его голова. Если общество представить в виде тела, то брахманы – это голова общества.

Какая самая важная часть тела? Голова, конечно. Голова – самая важная. Брахманы – голова общества. Так же как в нашем теле голова управляет всем остальным телом, брахманы направляли оставшуюся часть общества. Они были теми, у кого был разум, видение и понимание, чтобы это делать.

Кшатрии относятся к гуне страсти. Они те, кто может претворять что-то в жизнь, они могут выполнить, достичь. Они администраторы, защитники. Они были царями, составляли социальный слой кшатриев. Они были способны защищать. Как руки. Они считаются руками общества.

Как мы защищаем своё тело? С помощью рук. Если вы падаете на землю, то первое, что вы подставляете – руку. Когда кто-то пытается вас ударить, вы подставляете руку, чтобы блокировать удар. Если идёт дождь, вы руками прикрываете голову. И так далее. Руки всегда используются для того, чтобы защитить тело. Ум даёт команду, и руки это делают. Ум: «Возьми вот это», – и рука берёт. Руками мы что-то делаем. Так что руки – те, кто делает. Поэтому кшатрии были воинами, руководителями общества, занимавшими административные посты. Они были царями, защитниками.

Они рождались с такими качествами. Будучи в прошлой жизни кшатриями, они принимали рождение в этом сознании, под этим влиянием. Это уже приходило вместе с ними, у них уже было это с собой. Поэтому если мы почитаем о ведической системе, то можем найти там династии и поколения лидеров, святых царей, которые передавали царство своему сыну, а тот передавал своему сыну… Потому что они следовали ведическим правилам. Они следовали ведическим правилам не только в вопросах о том, как делать одно или другое, но также в том, как правильно зачинать детей. На всё есть ведические предписания. И поэтому они давали рождение квалифицированным лидерам, достойным детям. Иногда бывали случаи, когда сын был недостоин, неквалифицирован, но это было очень редко.

Но, в любом случае, они следовали советам брахманов в том, как управлять. Они были бесстрашны, могли справиться с любой ситуацией и так далее. Кшатрии – в гуне страсти, но они использовали эту страсть, держа её в узде, управляли ею под руководством квалифицированных брахманов и, конечно же, священных писаний.

А затем следуют вайшьи. Они находятся в гуне страсти и невежества (смешение гун). Они являются туловищем общества. Это торговцы, банкиры, земледельцы. Они обеспечивают общество. Всё в соответствии с ведическими правилами и предписаниями. У них были свои обязанности, которые они должным образом выполняли. Никогда не забывайте, что это ведическое руководство. Кришна говорит: «Ты находишься под влиянием гуны страсти, поэтому вот твоё положение, вот твоя роль в обществе». И они это выполняли.

А затем – шудры. Они находятся в гуне невежества. Они не квалифицированы в том, чтобы руководить, управлять, обеспечивать, но квалифицированы в том, чтобы помогать трём другим категориям. Это рабочие, у них есть свои обязанности. Всем нужны работники. Каждый не может быть лидером. Должно быть много работников, поэтому должно быть много шудр. И для них тоже есть наставления, которым они следовали.

Так что всё совершенным образом управлялось, всё следовало совершенному плану Кришны. И это единственное общество, которое приносит хорошие плоды. Это общество, которое приносит добрые плоды. И когда люди оставляют эту систему, то нет хороших плодов. Плоды есть, но они нехорошие. Тогда люди деградируют, вместо того чтобы подниматься.

В любом случае, это разделение общества основано на трёх гунах материальной природы, и Кришна более подробно объясняет это в Бхагавад-гите. И в то время люди никогда не пытались «запрыгнуть» выше, то есть шудры никогда не пытались стать брахманами, потому что у брахманов более высокое положение и брахманов любят больше всего: «Я хочу быть брахманом, поэтому теперь я буду брахманом!» Нет, они шудры. Но если шудра правильно всё делает, добросовестно следует всем предписаниям, то он может продвинуться выше в следующей жизни.

В то время шудра понимал своё положение и действовал в соответствии с ним. Поэтому Кришна был им доволен, и общество хорошо функционировало. То же самое касалось вайшьев, кшатриев и так далее. Люди не пытались «запрыгивать» наверх ради какого-то социального положения. Это система Кришны, и в системе Кришны невозможно найти недостатки.