Тексты 51–53
«Тот, кто, опираясь на разум, очистил сознание и исполнен решимости держать ум в узде; кто отказался от объектов чувственных наслаждений; кто свободен от привязанностей и неприязни; кто живёт в уединённом месте, мало ест, овладел своими телом, умом и речью; кто всегда пребывает в состоянии транса; кто отрешён и свободен от ложного эго, ложного желания стать сильнее, гордыни, вожделения, гнева и ложного чувства собственности; кто не считает, что ему принадлежит что-то, и всегда умиротворён, – тот осознал свою духовную природу».
Длинный список, да? Ну а что означает «тот, кто очистил свой разум»? Это означает: человек слышит, получает знание, затем он использует свой разум для того, чтобы применить это знание. И, действуя таким образом, опираясь на разум, он очищается.
Мы что-то слушаем – Бхагавад-гиту, например, – и теперь у нас есть это знание, мы услышали это знание. А затем, если мы разумные люди (ну, скажем, мы такие), то мы применяем это знание, мы следуем ему. Таков разум. Разум говорит: «Это важно, это то, что я должен делать; если я буду это делать, это доставит удовольствие Кришне; если я буду это делать, это будет очищать, так что я это сделаю», – и человек это делает. Так что он очищается с помощью своего разума. А если он слышит знание и не делает, не использует свой разум, значит у него загрязнённый разум, поэтому такой человек не очищается.
«Тот, кто, опираясь на разум, очистил сознание и исполнен решимости держать ум в узде…» Ещё раз возвращаемся к решимости. Нелегко управлять умом. Нужно быть очень решительным, как родитель с ребёнком. Особенно с некоторыми детьми. Есть дети, которыми просто невозможно управлять. Если такому ребёнку ты говоришь: «Не делай это», – он просто продолжает это делать. Но ты должен быть решительным, чтобы не позволять ему это делать. Для этого нужно прилагать очень много усилий. И постепенно ребёнок учится: «Мама действительно решительна. У меня не получится так легко отделаться». И ум такой же. Мы должны быть исполнены решимости держать ум в узде.
«…кто отказался от объектов чувственных наслаждений…» Имеется в виду, что мы отбросили идею, что они сделают нас счастливыми, мы не привязаны к этим объектам. Чем больше мы пытаемся получить удовольствие от этих объектов чувственного удовольствия: «Этот объект представляет собой очень большое удовольствие», – и тем труднее его оставить, – «Я не могу позволить ему уйти». Так что, опять же, нужно быть решительным.
«…кто свободен от привязанностей и неприязни…» Привязанность и неприязнь идут вместе. Человек привязывается, затем гневается и затем переходит к высшей степени – ненависти. Нужно быть свободным от этого. Это очень нас загрязняет. Так что нужно пойти выше этого, работать над этим, так сказать.
«…кто живёт в уединённом месте…» Нам не рекомендуется жить в уединённом месте. Вы встретите это во всех священных писаниях. Если кто-то читает священные писания без руководства духовного учителя, то может прийти к заключению: «Мне надо пойти и жить в уединённом месте. Мне нужно уйти в лес, уехать за город, в пещеру…» – что угодно. Но, на самом деле, нас учат не делать этого. Человек для этого должен быть очень, очень продвинут. А иначе, как Бхактиведанта Свами говорил, он будет сидеть там и думать о женщинах и о деньгах. По этой причине нам не рекомендуется удаляться в уединённое место.
«…кто мало ест, овладел своими телом, умом и речью…» Здесь, а также в Нектаре наставлений, в Шримад-Бхагаватам описывается, что переедание очень отвлекает и служит большим препятствием в духовной жизни. Бхактисиддханта Сарасвати ругал своих учеников за то, что они весили больше, чем нужно. Бхактиведанта Свами в своих комментариях пишет: «Перевес и духовная жизнь не могут идти рядом». Так что, опять же, это очень практично. Мы должны управлять языком, как в плане еды, так и в плане речи – и в том и в другом.
Поэтому ещё раз: мы слышим знание, используем разум и контролируем язык.
«…тот, кто овладел телом, умом и речью…» Это важно. У нас есть тело – мы должны им управлять, у нас есть язык – мы должны им управлять. И это наставления, которые даются Кришной. А если мы ленивы, мы не будем на этот счёт беспокоиться. И, к сожалению, многие люди на этом пути действительно духовно ленивы, они не работают над собой и поэтому не продвигаются дальше определённого уровня.
«…кто всегда пребывает в состоянии транса; кто отрешён…» Если мы в трансе, то мы в трансе, если нет, то нет. Пребывать в трансе не означает пребывать без сознания и в забытьи. На самом деле, это означает, что человек думает о Кришне.