Здесь есть кто-то, кто не читал Бхагавад-гиту? В этом нет ничего такого, конечно же. Было время, когда никто из нас не читал Бхагавад-гиту (мы начинаем читать Бхагавад-гиту, когда начинаем). Но, если вы не знакомы с тем, что такое Бхагавад-гита, то это основное священное писание, которое мы изучаем в бхакти-йоге.
Бхакти-йога – это система йоги, которую мы практикуем и которой следуем. В Бхагавад-гите и других священных писаниях она описывается как высочайшая система йоги, потому что она предлагает конечный результат для души в её путешествии к совершенству. Это и есть йога – путешествие к духовному совершенству. Различные системы йоги приводят путешествующего по этому пути в различные пункты назначения, связанные с Абсолютной Истиной.
Абсолютная Истина состоит из трёх аспектов. Высочайший, самый высокий аспект – это Бхагаван. Бхагаван – это Верховная Личность. Источник всего Абсолюта – это личность, Бхагаван. Из Бхагавана происходит всё остальное. Бхагаван, Верховная Личность, бесконечно распространяет себя. И мы, индивидуальные духовные души, также являемся частью этого распространения.
Абсолютная истина, которую человек пытается достичь в системе йоги, – это один из трёх аспектов. Брахман – это изначальный, высочайший аспект. Затем идёт Параматма. Кришна (Верховный Господь) – Изначальная Личность, распространяет себя во множество форм, Параматм. Они входят в сердце каждого живого существа, включая нас. Внутри нашего тела находятся две личности. Одна – это я, индивидуальная духовная душа, затем Верховная Сверхдуша – Параматма, которая также известна как Господь в сердце. Таким образом, в нашем сердце есть мы и есть Сверхдуша. Также иногда Параматму называют Чейта-гуру, или Господь в сердце, Гуру в сердце. Это ещё один пункт, которого пытается достичь душа, – осознание Параматмы.
Третий аспект Абсолютной истины называется «Брахман». Брахман – это океан духовного света. Это свет, который освещает духовный мир, точно так же, как солнечный свет освещает материальный мир. Солнечный свет – это сияние солнечного шара, подобным образом Брахман или Брахмаджьоти… «Брахман» означает «дух», а «джьоти» значит «свет». Так что свет духовного неба – это сияние, которое происходит от Бхагавана. Как солнечный свет в нашей Вселенной – это сияние солнца, так Брахман – это сияние, происходящее из тела Верховной Личности, Бхагавана. Некоторые йоги пытаются погрузиться в этот свет.
Каждый уровень Абсолютной истины достигается с помощью различных систем йоги, но из этих трёх пунктов высочайшим является Бхагаван. И конечно, нам следует понять, что мы не просто пытаемся увидеть Бхагаван или пойти туда, где находится Бхагаван. На самом деле мы стараемся развить любовные взаимоотношения с Бхагаваном. Это совершенство жизни. Нет более высокого совершенства. Это цель жизни – доставить духовное блаженство Бхагавану, что получается в результате любовных взаимоотношений. Поскольку любовь в любом состоянии – это обмен между двумя личностями.
На самом деле, нет такого понятия как любовь, когда есть только одна личность. Одна из философий сегодняшнего дня – то, что нам предполагается любить самих себя. Философски это вообще не имеет смысла, потому что для любви требуется две личности. Один любит другого. Если нет другого, кого любить? Какая может быть любовь? Это просто слова, которые не имеют никакого смысла. Так что, если вы услышите это в будущем, то будете знать, что в этом нет никакого смысла. И никакой учитель никогда не учит любить себя, никакой истинный учитель. Все истинные учители учат любить Бога.
Процесс Бхакти-йоги – это путь йоги, который делает возможным на самом деле узнать Верховную личность, Бхагавана. Просто слушать о Нём. Это начинается с того, что вы слышите о том, что есть такая личность. Атеисты говорят, что такой личности нет. Поэтому они очень далеко от истины, они настолько далеко от истины, насколько это только возможно. Они говорят, что нет Верховной личности. Поэтому атеисты самые неудачливые – они даже не осознают существование Бога.