Текст 22
«Кто довольствуется тем, что приходит само собой, кто никому не завидует, не обращает внимания на проявления двойственности этого мира и одинаково встречает успех и неудачу, тот, совершая действия, никогда не впадает в рабство их последствий».
Вам может приходить что-то само собой, такое случается. И тот, кто разумен, спокойно относится к этому. Конечно, он использует то, что получает, в служении Кришне, а его личные потребности довольно малы.
Он свободен от двойственности. Этот мир известен как мир разочаровывающей двойственности. Двойственность мира всегда разочаровывает. Хорошее – плохое, горячее – холодное, богатое – бедное и так далее. Но он свободен от всего этого. Он понимает, что мир такой, какой есть.
Он не завидует. Что такое зависть? Вы хотите что-то, что принадлежит кому-то другому, потому что это представляет собой большее наслаждение. Поэтому вы завидуете богатому человеку: «У него есть деньги, а у меня нет».
Девушки очень завистливы. Не только девушки, но они так часто завидуют, например, красоте другой девушки, потому что это представляет собой большее удовольствие, она будет привлекать больше мужчин.
Скажем, есть какой-то парень, который нравится девушке, но он выбирает другую, потому что она красивее. Тогда та девушка, которую не выбрали, выливает кислоту на лицо той, что красивее. Зависть. Зависть не знает границ. Хираньякашипу был самым главным завистливым человеком.
Человек, находящийся в сознании Кришны, свободен от этого, а остальные – нет. До той или иной степени это присутствует, проявляется каким-то образом. Мы чувствуем это. Зависть – это чувство. Не обязательно настолько сильное, чтобы поливать кого-то кислотой, но это тонкое чувство, которое мы ощущаем. И это означает, что мы по-прежнему загрязнены.
Он одинаково встречает успех и неудачу. Будет успех и будет неудача, это часть двойственности. Он устойчив к ним. Такой человек никогда не попадает рабство, он выше этого, а все остальные очень связаны этим.
Он совершает действия. Снова и снова здесь указывается, что он постоянно действует. Но дело не в действиях, а в сознании, вот что важно. И у него правильное сознание.
Комментарий Бх. Св.: «Человек, обладающий сознанием Кришны, не слишком заботится даже об удовлетворении потребностей своего тела. Он довольствуется тем, что само приходит к нему.
Он никогда не берёт взаймы и не попрошайничает, но честно трудится в меру своих сил и возможностей и довольствуется тем, что заработано честным трудом. Поэтому он ни от кого не зависит».
У нас есть пример – это истории, которые мы много раз слышали. Первая – про сапожника. Он был очень беден, получал лишь небольшие деньги за ремонт обуви, но он был удовлетворён. И почему? Потому что он был великим преданным Кришны.
Есть другая история, по-моему, из Чайтанья-чаритамриты, про преданного Кришны, который делал чашки из листьев. Он брал листья, делал из них чашки и продавал их. Можете себе представить, что он не был богат. Но он брал те небольшие деньги, которые получал от изготовления этих чашек, и использовал их на служение Кришне.
Также есть история из Шримад-Бхагаватам про брахмана Судаму. Столько таких историй. Этим личностям хватало того, что у них было. Хотя это очень немного, но им было достаточно. Поэтому говорится, что он довольствуется тем, что заработано честным трудом
«Он никогда не станет служить кому-либо, если это мешает его служению в сознании Кришны. Однако ради служения Господу он готов выполнять любую работу, оставаясь безразличным к проявлениям двойственности этого мира, таким, как жара и холод, счастье и страдания».
Он не прилагает больших усилий для себя, но он прилагает невероятные усилия ради преданного служения Господу.
«…оставаясь безразличным к проявлениям двойственности этого мира, таким, как жара и холод, счастье и страдания. Человек, обладающий сознанием Кришны, выше материальной двойственности, ибо он готов сделать всё, что необходимо для удовлетворения Кришны».
Если мы всегда зависим от двойственности, то она управляет нашим служением Кришне, но если мы не зависим от неё, тогда на самом деле мы свободны, чтобы действовать, занимаясь служением Кришне.
«Поэтому он одинаково встречает успех и неудачу. Эти признаки свидетельствуют о том, что человек обрёл духовное знание».
По мере того как мы совершаем небольшие шаги по направлению к совершенству, мы можем всё больше и больше действовать таким образом благодаря той природе, которая в нас развивается. Возможно, мы обнаружим, что стали менее завистливы, чем раньше. Всё равно завистливы, но уже не настолько. Или что на нас не влияет так сильно двойственность. Или что мы не так решительны в том, чтобы достичь какого-либо материального успеха, что бы то ни было. Мы ещё не настолько совершенны, но мы можем видеть прогресс. И также вы обнаружите, что по мере совершения прогресса уменьшится ваше разочарование жизнью. Вы станете более удовлетворены ей.
Наше преданное служение Господу становится для нас более важным. Мы не хотим попадать в такие ситуации, когда мы не можем выполнять своё служение из-за других обязательств. Например, вы заняли где-то у кого-то денег, и теперь вы связаны долгом: «Ой, я не могу, потому что у меня долги». Тогда возникает вопрос: действительно ли вам нужно было занимать эти деньги? Лучше не занимать денег, а просто справляться с тем, что у вас есть.
Когда я был маленьким, мама говорила мне много разного, она была своего рода философом. В те времена было много философов среди тех стариков. И она говорила: «Никогда не давай в долг и не бери взаймы. Не одалживай денег и не занимай денег, и тогда ты свободен от беспокойств, которые причиняют одалживание денег и занимание денег».
Когда люди занимают, они не могут отдать обратно. А люди, которые дают в долг, не могут вернуть то, что отдали. Поэтому тут всегда такая борьба:
– Ты же мне денег должен! Отдай мне их обратно!
– Но я не могу заплатить тебе твои деньги.
– Отдай мне мои деньги!
И многие люди убивают друг друга из-за этого: «Ты мне должен! Ба-бах!» И так, конечно, долг не вернёшь, но они настолько в гневе, что просто убивают другого человека. И это происходит постоянно, каждый день, многие люди это делают. Так что, если вы не входите в эти ситуации, вам не приходится сталкиваться с этим.
Многие поговорки на самом деле очень мудрые и в точности совпадают с Бхагавад-гитой. Мудрость – это мудрость, откуда бы она ни шла. Если это правда, то это правда.