Текст 24
«Человек, целиком погружённый в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо он полностью отдаёт себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и всё, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Абсолюта».
Конечно, Кришна говорит здесь о Его чистых преданных. Они целиком погружены в сознание Кришны, и поэтому то, куда они придут, гарантировано. Они не могут не пойти в духовное царство. Так что, когда кто-то доходит до такого уровня, то не о чем беспокоиться. Нечего беспокоиться о настоящем, нечего беспокоиться о будущем. Всё уже решено само собой. Он полностью отдаёт себя духовной деятельности, и его подношения полностью духовны, и это цель.
И это возможно. Нам это может казаться невозможным, даже практически невообразимым, но это возможно. Потому что, когда человек очищается, то, что казалось для него невозможным в его загрязнённом состоянии, становится для него возможным. И мы очищаемся, следуя этому процессу. Но следование процессу означает, что мы не позволяем проникать загрязнениям. Другими словами, мы не можем жить двумя образами жизни (загрязняющим и очищающим) одновременно и думать, что таким образом мы очистимся. Очевидно, что если вы одновременно очищаетесь и в то же время загрязняетесь, то ничего не получится. Так что в какой-то момент мы должны прекратить загрязнение.
Конечно, оно всё равно повсюду, но иногда (и это «иногда» бывает слишком часто) мы сознательно себя загрязняем. Например, если вы на строгом питании, то знаете, что вам следует есть, но в то же время у вас есть желание поесть что-то, что вы есть не должны, и вы едите это. Вы знаете, что не должны, но вы всё равно это делаете. А когда вы заканчиваете, то думаете: «Ой, хотел бы я, чтобы этого не было». Это пример того, как мы можем вести чистый образ жизни и в то же время заниматься загрязняющей деятельностью.
И в какой-то момент мы должны это оставить. Вот к чему я веду. Это может продолжаться и продолжаться, но в какой-то момент мы должны это прекратить. В какой-то момент мы должны принять решение, это зависит от нас. Когда-то мы должны решить: «Всё, решено, больше не буду этого делать». Это не произойдёт само собой. Мы должны принять решение. Иногда мы просто хотим, чтобы это случилось без нашего решения. Мы не хотим принимать это решение, мы хотим, чтобы это произошло само собой. Но так не происходит.
Мы должны принять решение, потому что решение отражает наше желание, и Кришна даёт нам то, чего мы хотим. Так что у нас должно быть это желание. В 12-й главе Бхагавад-гиты (это глава, посвящённая преданному служению Кришне) Кришна говорит: «Если ты следуешь этим регулирующим правилам преданного служения, ты разовьёшь желание узнать Меня». Должно быть желание, а без этого желания ничего не произойдёт. Регулирующие принципы бхакти-йоги делают так, что у нас развиваются эти желания. Но если я не развиваю эти желания, то я не получаю этого, не достигаю. Так что мы должны сделать своё дело. Те, кто достиг успеха, сделали свою работу. Поэтому мы должны быть искренними в том, что делаем.
Комментарий Бх. Св.: «В этом стихе говорится о том, как деятельность в сознании Кришны приводит людей к духовному совершенству. Есть много разных видов деятельности в сознании Кришны, и все они будут описаны в последующих стихах».
К этому времени мы уже должны знать, что сознание Кришны подразумевает под собой очень много разнообразной деятельности. Это целый мир деятельности.
«Здесь же сформулирован сам принцип деятельности в сознании Кришны. Обусловленная душа, осквернённая соприкосновением с материей, вынуждена действовать в материальном мире. Однако ей необходимо вырваться из материального плена. Это можно сделать с помощью метода сознания Кришны».
То есть в какой-то момент мы должны выбраться из этого. Опять же, некоторые настолько увязли в материальном плену: финансово, эмоционально, как угодно, – всевозможный плен. Это сдерживает их, не пускает. И в какой-то момент им нужно вырваться из этого. Но из-за этих привязанностей они очень неохотно рассматривают то, чтобы это оставить. Иногда просто поразительно, что люди так не хотят оставлять. Что-то настолько нежелательно, а они просто не хотят это отпустить. Но в какой-то момент им нужно это сделать.
«Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления молока, можно вылечить другим молочным продуктом – простоквашей. Подобно этому, обусловленную душу, поглощённую материальной деятельностью, можно исцелить, заняв деятельностью в сознании Кришны, описанной в “Бхагавад-гите”».
Пример о том, что молоко причиняет проблему. И молоко её же лечит. Деятельность причиняет проблему. И она же лечит проблему. Но должна быть другая деятельность. Так же как простокваша отличается от молока, должно быть другое: молоко, которое причинило проблему, не решит эту же проблему, но другая форма молока – простокваша, вылечит. Так что деятельность, которая стала причиной нашей проблемы, не сможет решить нашу проблему, поэтому мы должны поменять деятельность. В этом и заключена вся идея сознания Кришны. Вам нужно поменять материальную деятельность на деятельность в сознании Кришны.
«Этот метод обычно называют ягьей (жертвоприношением), то есть деятельностью, единственная цель которой – удовлетворение Вишну, или Кришны».
В этом разница в деятельности: одна – для нас, а другая – для Кришны. Мы так много говорим о питании. Деятельность одна и та же: питание – это питание. Но важно, ем ли я для себя, или я ем для Кришны, это пища для меня, или я предлагаю её Кришне.
«Чем больше живых существ в материальном мире будет действовать в сознании Кришны, то есть только ради удовлетворения Вишну, тем более духовной станет атмосфера этого мира, благодаря полной погружённости людей в сознание Кришны. Слово брахма (Брахман) значит “духовный”. Господь духовен по природе, поэтому лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют брахмаджьоти, Его духовным сиянием. Всё сущее покоится в брахмаджьоти, но, когда это джьоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных удовольствий, его называют материальным. Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны».
Здесь всё время речь идёт о том, что мы делаем, для кого. Концепция на самом деле очень проста. Я постоянно активен, и очень ясно, действую ли я для себя, или я действую для Кришны. И в материальном мире, в материальном сознании всё направлено вокруг нас. Даже деятельность освобождения, которая кажется духовной, по-прежнему для нас, это не для Кришны. Это для меня, я хочу освободиться. Поэтому йоги и люди, которые ищут освобождения, по-прежнему делают это для самих себя.
Одна группа людей говорит, что ты можешь получить всё материальное, что пожелаешь: «Ты ребёнок Бога. Бог владеет всем. Поэтому твоё право по рождению – иметь всё, что захочешь. Твой Отец богат. Ты должен иметь, что хочешь. Знай, кто ты. Ты – ребёнок Самого богатого Существа». Только делай то, что они говорят делать, и скажи Папе, что ты хочешь. Хочешь новый дом, машину, бриллианты, царство? Такого их послание. И у них много последователей: очень много людей приходит, их церкви полны. Особенно, когда некоторым людям удаётся что-то получить, и они встают перед всеми и говорят: «Я так сделал и вот что получил». Тогда ещё больше людей приходит.
А другая группа людей говорит, что если вы будете делать вот так-то, вы пойдёте в рай и будете там наслаждаться.
Это всё вокруг нас самих. Нигде речь не идёт о преданном служении Кришне, это очень незначительная часть.
Но вы приходите к этой философии и не сталкиваетесь с таким посланием. Вы слышите: «Вы должны делать то, что вы делаете, для Кришны». Речь идёт не о том, что вы получите, а о том, что вы отдадите.
«Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны. Всё, что приносится на огонь сознания Кришны, сам жертвенный огонь, или тот, кто принимает подношение, процесс принятия, человек, совершающий подношение, а также конечный результат – всё это, вместе взятое, является Брахманом, или Абсолютной истиной.
Абсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. Но материя, используемая в служении изначальной Абсолютной Истине, возвращается в своё исходное духовное состояние».
Попробуйте это понять. На самом деле, всё духовно. Нет такого понятия, как «что-то недуховное», потому что «духовное» означает каким-то образом связанное с Кришной. С Кришной связано всё, в этом смысле – всё духовно. Но материя описывается как то, что покрыто иллюзией, поэтому ей даётся название «материя». Однако когда эта материя начинает использоваться на служение Кришне, она снова обретает свои духовные качества. Поэтому пища, которая предлагается Кришне, становится духовной. Или наши кажущиеся материальными действия, которые предлагаются Кришне, становятся духовными. Так что, когда мы видим это таким образом, оно перестаёт быть чем-то непонятным. Материя, используемая в служении Абсолютной Истине, возвращается в своё исходное духовное состояние.
«Сознание Кришны – это метод, позволяющий преобразовать иллюзорное сознание в Брахман, Абсолют. Когда ум полностью погружён в сознание Кришны, он находится в состоянии транса (самадхи)».
Самадхи не значит неосознанное состояние, или транс, как думают большинство людей. Это то, что означает самадхи для имперсоналистов (последователей философии, что Бог не личность). Это своего рода транс, когда они не осознают внешнее. И это то, о чём думают люди, когда они слышат слово самадхи. Но, на самом деле, это не самадхи. Самадхи означает, что кто-то полностью погружён в мысли о Кришне. Всё совершается для Кришны, Кришна – сосредоточение, Кришна – центр мира. Это самадхи.
«Любое действие, совершённое в этом сознании, называют ягьей, жертвоприношением Абсолюту. Благодаря духовному сознанию, жертвователь, подношение, принятие жертвенного дара, жрец, или тот, кто непосредственно совершает жертвоприношение, а также конечный результат жертвоприношения – всё становится тождественным Абсолюту, Верховному Брахману. В этом суть метода сознания Кришны».
Конечно, для совершенного преданного Кришны это его жизнь, это то, как он живёт. И чем больше наша жизнь становится такой, тем ближе мы к совершенству. Мы начинаем оттуда, откуда начинаем, мы там, где мы есть. Но, по крайней мере, когда мы следуем этому учению, мы знаем цель. Мы знаем, что это означает, когда описывается сознание Кришны. По крайней мере, нам это ясно философски. А затем мы делаем то, что делаем: пытаемся ли мы действительно этого достичь, или мы направляемся к тому, чтобы этого достичь.