Текст 26
«Одни приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств».
Комментарий Бх. Св.: «Представители всех четырёх ашрамов: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, должны стать совершенными йогами. Человеческая форма жизни даётся людям не для того, чтобы они предавались наслаждениям, подобно животным, поэтому четыре ступени духовной жизни постепенно приводят человека к духовному совершенству. Брахмачари, или ученики, следующие наставлениям истинного духовного учителя, учатся обуздывать ум, воздерживаясь от чувственных удовольствий.
Брахмачари слушает лишь то, что связано с сознанием Кришны. Поскольку слушание лежит в основе познания истины, настоящий брахмачари всегда занят харер наманукиртанам: он слушает, как другие прославляют Господа, и сам возносит Ему хвалу. Он старается оградить себя от материальных звуков, и потому его слух поглощён духовными звуками: «ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА».
Но, по сути дела, сегодня этого не происходит, если только это не какие-то особые обстоятельства. Однако нужно понимать, что было бы, если бы это было единственное, что вы слышали с самого рождения, как делалось в системе варнашрамы. Практически с рождения брахмачари не испытывали никакого другого влияния. Можете себе представить, какой был результат: у вас нет всего того, чем вы загрязняетесь, к чему у вас есть влечение, чего вы хотите. И это загрязнение не преподносилось вам как то, что на самом деле нужно, что сделает вас счастливыми, как настоящая жизнь. Так не было, это было совершенно другое общество, совершенно другая среда. Почти все молодые мальчики ходили в школу брахмачарей.
Я слышал, что в Тибете, до того, как его захватили китайцы, практически каждый мальчик был монахом. Я имею в виду, это то, что делали все мальчики. И это было не так давно, ещё в восьмидесятых. Это было с очень молодого возраста. Они просто шли в монастырь и были монахами. Это было естественно. В монастырях были только мужчины, никакого внешнего влияния. Вы можете себе представить, как это влияло на них.
Так что в системе варнашрамы было в точности так же, но они не были имперсоналистами (последователями философии, что Бог не личность). Возможно, были какие-то имперсоналистские ашрамы, но суть в том, что они были монахами, и они обуздывали свои чувства.
У них был учитель, и они учились тому, что вся жизнь направлена на учителя: слушать учителя, служить учителю, следовать тому, что говорит учитель. Таково было общество, таков был мир.
А вчера мы слышали, как происходит сейчас. Я ещё раз заглянул сегодня и уточнил информацию насчёт Интернета и детей. Так вот, 90% 2-летних детей уже соприкасались с Интернетом. Какое их ждёт будущее?
Когда мы читаем об этих идеалах, мы можем увидеть, насколько мы далеко от этого. А затем мы удивляемся, почему в мире столько проблем: «А может нам решить эту проблему так или вот так? А что же нам делать с молодёжью? Молодёжь неуправляемая, что же нам делать?»
Так что, с какой стороны ни посмотри, если вы оставляете систему Кришны, не будет ничего, кроме проблем.
Хорошо, всем большое спасибо. Харибол!