Posted by on Кві 19, 2015 in Четвёртая Глава | 0 comments

Текст 28

«Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие – совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты».

Все эти системы – система Патанджали, восьмиступенчатая система – очень, очень строги, и там вообще нет места для чувственного удовлетворения. А в нашем процессе очень много приятного позволяется для различных чувств. Глаза находят очень большое удовлетворение, глядя на прекрасную форму Кришны, на красивые гирлянды, которые Кришна носит, например, и так далее. Много всего, что представляет собой наслаждение для глаз. Язык и уши получают большое удовольствие от воспевания, уши – от слушания всего этого знания, язык – от вкушения прасада… Столько всего, что доставляет большое наслаждение чувствам. Но в других системах ничего этого нет. Вам нужно оставить всё, что будет удовлетворением чувств, что бы вы ни взяли.

Поэтому, опять же, это самый простой, самый приятный и самый могущественный процесс. А другие системы были для другого времени, не для сегодняшнего дня.

Комментарий Бх. Св.: «Жертвоприношения можно разделить на несколько категорий. Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие, как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалая и видья-питха».

Всевозможные виды благотворительности. Они богатые люди, они хотят делать добрые дела, они знают, что это хорошая карма.

«В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т.п. Все эти виды благотворительной деятельности называются дравьямайя-ягьей. Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определённые виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома».

Это аскеза.

«Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью».

Они делают это для последующего удовольствия: «Хорошо, если я буду это делать, я что-то получу. Я получу богатство или пойду на райские планеты», – что угодно. Они жертвуют сейчас ради будущего наслаждения.

«Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой – погрузиться в бытие Абсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями».

Иногда процесс аштанга-йоги называют процессом хатха-йоги, которая включает в себя намного больше, чем просто асаны. Опять же: «А что я получу? Я хочу погрузиться в Брахман». Или: «Я хочу мистические силы». Они делают это для получения определённых результатов.

«А ещё кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам».

Чтобы очиститься, они принимают омовение в Ганге, идут к истокам Ганги, ездят в различные места и храмы, на Курукшетру, много-много всего. Индия напичкана святыми местами, их там достаточно, каждое место особенное.

Так что люди принимают такой подход. Они ходят вокруг холма Говардхан, чтобы очиститься. Они предпринимают всевозможные большие аскезы. Они обходят вокруг холма Говардхан: это длинный путь, около 14 миль. И есть такой вариант, как они это делают: они предлагают свои поклоны, ложатся плашмя на землю, и туда, где были их руки, они перемещают свои ноги и затем предлагают другой поклон и так далее. Это называется гусеница. Знаете, гусеницы так же передвигаются. Некоторые люди уже к самому холму Говардхан идут таким способом, только, чтобы попасть туда.

А у других людей целая куча камней. И каждый раз, когда они предлагают поклон, они берут один камешек и перекладывают его туда, куда достали руками. Потом они встают снова, делают ещё один поклон и перекладывают ещё один камешек, до тех пор, пока они не передвинут всю эту кучу камней на одну длину своего тела. Затем начинают снова. И они передвигают эту большую кучу камней таким образом. Поразительная аскеза, но они это делают, потому что хотят освобождения или чего-то ещё, чего бы они ни искали.

«Подобные виды деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемых ради обретения различных совершенств в материальном мире. Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и “Веданта-сутру”, или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называются свадхьяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний.

Все эти йоги с усердием совершают различные виды жертвоприношений, чтобы подняться на более высокий уровень бытия».

В Индии много таких. Конечно, это не сравнить с количеством населения, но там довольно много людей, которые активно это делают. Они могут делать это большую часть жизни, могут делать это до смерти.

«Однако метод сознания Кришны уникален, ибо он даёт человеку возможность непосредственно служить Верховному Господу».

Поэтому, когда человек ничего не знает, он идёт и видит, как выполняются все эти жертвоприношения, и он смотрит на этих людей, и они кажутся ему такими духовными. И он может видеть, как преданный Кришны занят какой-то деятельностью в преданном служении Ему, и она может вообще не показаться духовной по сравнению с тем, что он увидел там. Тогда у него складывается такое впечатление: «Вот кто такие настоящие йоги».

«Ни одно из перечисленных выше жертвоприношений не поможет человеку обрести сознание Кришны – это возможно лишь по милости Господа и Его чистых преданных».

Только по милости Кришны и Его чистых преданных. Зачем тогда делать всё остальное? Но они не знают этого, у них нет этого понимания.

«Следовательно, метод сознания Кришны выше всех остальных методов самоосознания».

Все остальные жертвоприношения материальны. Только сознание Кришны трансцендентно.