Текст 11
«Каждый из вас, защищая свои стратегические позиции на стыке фаланг, должен оказывать всемерную поддержку старому Бхишме».
В ведическом боевом искусстве были такие военные подразделения, которые назывались фалангами. Я не помню подробностей, но каждая из них включает столько-то человек, столько-то колесниц, лошадей, слонов и т.д., и это очень большое соединение. Когда они вели сражение, то всё было стратегически распланировано, как шахматная партия. Все генералы занимали своё стратегическое положение и решали, что это мы сделаем так, а это так. Всё это делалось очень научно. И как тут объясняется, они все учились этому искусству, это было очень серьёзное военное искусство.
«Воздав хвалу доблестному Бхишме, Дурьйодхана подумал, что другие воины могут решить, что их меньше ценят. Поэтому он, с присущей ему дипломатичностью, попытался исправить положение. Дурьодхана подчеркнул, что Бхишма дева без сомнения является героем, но он уже стар и все остальные должны позаботиться о том, чтобы оградить его со всех сторон. Когда он будет сражаться на одном фланге, враг может воспользоваться этим и напасть с другого фланга, поэтому очень важно, чтобы другие герои оставались на своих позициях, не позволяя противнику прорвать строй.
Дурьодхана сознавал, что победа Кауравов целиком зависела от Бхишмы девы. Он был уверен в поддержке Бхишмы девы и Дроначарьи ибо прекрасно помнил, что они не проронили ни слова, когда жена Арджуны, Драупади, которую Кауравы пытались раздеть на виду у этих великих воинов, в отчаянии взывала к ним, моля о справедливости. Разумеется, Дурьодхана знал и то, что оба военачальника были по-своему привязаны к Пандавам, но всё же надеялся, что они забудут о своей привязанности, как это случилось во время игры в кости между Пандавами и Кауравами».
Здесь упомянуто много моментов, относящихся к другим событиям. Драупади была женой пятерых Пандавов. И, как здесь объясняется, Дурьодхана всегда был против Пандавов. И однажды, это было до битвы, он устроил состязание по игре в кости между Пандавами и собой. Это было между старшим братом Юдхиштхирой и Дурьодханой. Они начали играть и, на самом деле выиграл Юдхиштхира, но Дурьодхана какой-то хитростью сумел представить дело так, что выиграл он. Так что, они продолжали делать ставки, это была очень азартная игра. И, в конце концов, Юдхиштхира потерял всё, он потерял все деньги, у него ничего не осталось. Но Дурьодхана продолжал вызывать его, говорил: «Давай-давай». И конечно, кшатрии никогда не отказывались принять вызов. Так что, Юдхиштхира поставил Драупади, их жену, на кон. На самом деле он опять выиграл, но Дурьодхана не согласился с этим и сказал: «Нет, я выиграл».
И они завладели Драупади. И чтобы унизить Пандавов максимальным образом, они поставили её перед всем этим собранием великих воинов, и Духшасана, брат Дурьодханы попытался её раздеть. В то время для женщины оказаться обнаженной перед кем-то, кроме своего мужа, было величайшим оскорблением по отношению к ней. Так что, опять же, это было величайшей степени унижение. Он начал стаскивать с неё сари. Сначала она взмолилась к Пандавам, своим мужьям, которые должны были защитить её. Но поскольку всё сложилось таким образом, что они её потеряли, то теперь они уже не могли её защитить. Теперь она принадлежала демонам. Они ничего не сделали. Так что, она удерживала своё сари. Там присутствовали дед Бхишма и Дроначарья, великие личности, и она взмолилась ним: «Помогите мне». Они тоже ничего не сделали.
Когда она поняла, что от этих людей она не может ждать никакой защиты, будучи великой преданной, она просто перестала пытаться удерживать своё сари и защитить себя сама. Сначала она держалась двумя руками, потом одной, наконец, она просто отпустила обе руки и сказала: «Кришна, пожалуйста, помоги мне!». Она полностью предалась Кришне, она больше не пыталась защитить себя сама: «Кришна, пожалуйста, защити меня!». В этот момент Кришна дал ей бесконечное сари. Сколько бы они не тянули, пытаясь её раздеть, сари не кончалось. Так что, многое можно понять из этого, но в сущности, это то, что произошло.
Так что, хотя Бхишма и Дроначарья чувствовали любовь к Пандавам, Дурьодхана надеялся, что они не будут снисходительны к ним, и это никак не проявится. Также, как это не проявилось в той ситуации с Драупади.