Текст 29
«Тело мое охватила дрожь, волосы встали дыбом, лук Гандива выпадает из моих рук, а кожа пылает как в огне».
«Дрожь в теле может быть вызвана двумя причинами, и то же самое относится к подъёму волос на теле. Эти признаки появляются либо у того, кто переживает духовный экстаз, либо у человека, который испытывает сильный страх, возникший по той или иной материальной причине. В трансцендентном осознании нет страха. Тот, кто осознал свою духовную природу, не знает страха. Симптомы, которые появились у Арджуны, были вызваны материальным страхом, страхом смерти. Об этом свидетельствовали и другие признаки. Арджуна был в таком смятении, что выронил из рук свой знаменитый лук Гандиву и, поскольку, сердце у него пылало, ему казалось, будто все его тело охвачено огнем. Все это было вызвано материальными представлениями Арджуны».
Но всегда помните, что Кришна специально поместил Арджуну в такое состояние, чтобы иметь возможность рассказать Бхагават-Гиту. Мы не должны думать, что Арджуна был покрыт маей, и что поэтому он падший. Так казалось, но это устроил непосредственно Кришна.
Текст 30 – 1 часть
«Я более не в силах оставаться здесь. Память отказывает мне, и разум мой помутился. Всё, что я вижу, предвещает одни лишь несчастья, – о, Кришна, сразивший демона Кеши».
«Смятение, охватившее Арджуну, гнало его прочь с поля боя, а разум его так ослаб, что он больше не помнил себя. Человек оказывается в таком состоянии из-за чрезмерной привязанности к материальным объектам. Подобный страх и беспокойство присущи людям, находящимся в сильной зависимости от материальных обстоятельств.
Арджуне казалось, что сражение принесёт ему одни страдания и победа над врагом не сделает его счастливым. Большое значение в этом стихе имеет слово «немиттони». Когда человек понимает, что в будущем его ждут одни только разочарования и надеждам его не суждено сбыться, он невольно задаётся вопросом: «Что я здесь делаю?». Каждый печется о собственном благе, никого не интересует Высшая Душа. По воле Кришны Арджуна ведет себя так, будто не знает, в чём заключается истинное благо. Истинное благо обретает тот, кто приходит к Вишну или Кришне. Обусловленная душа забывает об этом и потому страдает в материальном мире. Арджуна был уверен, что победа в сражении не принесёт ему ничего, кроме горя».
Так что, это непростая ситуация. Совершенная ситуация для того, чтобы Кришна мог всё разрешить. Мы продолжим завтра. Харибол.
Текст 30 – 2 часть
Продолжаем Бхагават-Гиту. Глава 1, стих 30. Сцена такая: Арджуна и Кришна между двумя армиями на колеснице. Арджуна попросил Кришну поставить колесницу в это положение, чтобы он мог видеть противную сторону на поле битвы. Он увидел родственников, друзей, учителей военного искусства, очень многих дорогих ему людей и полностью растерялся. Так, что мы продолжим.
«Я более не в силах оставаться здесь, память отказывает мне, и разум мой помутился. Всё, что я вижу, предвещает одни лишь несчастья, о, Кришна, сразивший демона Кеши».
«Смятение, охватившее Арджуну, гнало его прочь с поля боя, а разум его так ослаб, что он больше не помнил себя. Человек оказывается в таком состоянии из-за чрезмерной привязанности к материальным объектам».
Чем больше у человека материальных привязанностей, тем труднее становится его жизнь. Возможно, вы лично испытали это. Это происходит само собой. Чем больше вы привязаны, тем труднее становится ваша жизнь. Вот почему во всех духовных системах рекомендуется что? Не привязываться к материальному. Конечно, это правильно.
Мы должны понимать, как всё работает в этом мире. Но, к сожалению, большинство людей и, в том числе, много преданных, стремятся к каким-то материальным вещам или к личностям, они хотят к кому-то привязаться. И они беспокоятся, что они не привязаны: «Я настолько не привязан, что это меня беспокоит», а затем они привязываются. И тогда понимают, что такое по-настоящему быть в беспокойстве. Эту истину невозможно поменять, всегда так будет. Чем более мы привязаны в этом мире, тем труднее наша жизнь.
«Подобный страх и беспокойство присущи людям, находящимся в очень сильной зависимости от материальных обстоятельств. Арджуне казалось, что сражение принесет ему одни страдания и даже победа над врагом не сделает его счастливым. Большое значение в этом стихе имеет слово «нимиттани». Когда человек понимает, что в будущем его ждут одни лишь разочарования и надеждам его не суждено сбыться, то он невольно задается вопросом: «Что я здесь делаю?». Каждый печется о собственном благе. Никого не интересует Высшая Душа. По воле Кришны Арджуна ведет себя так, как будто не знает, в чем заключается истинное благо. Истинное благо обретает тот, кто приходит к Вишну (или Кришне)».
Опять же очень четкий смысл: «Никто не интересуется Высшей Душой, каждый интересуется собой». Когда у вас возникают трудности в жизни, то рассмотрите эту ситуацию и задайте себе вопрос: «Причина этого в том, что я привязан к Кришне или потому, что я привязан к себе?» Очень хорошо сделать шаг в сторону и посмотреть со стороны. Если бы Арджуна отошёл и посмотрел со стороны, то он бы увидел другую картину. Вот Кришна и Арджуна в этой ситуации. И Арджуна полностью погружён в эту ситуацию. И Кришна находится рядом. Это не как «Харе Кришна», а Он прямо здесь. Если бы Арджуна отошёл на шаг и посмотрел бы на эту ситуацию: «Кришна здесь и Он говорит мне сражаться, а я не хочу сражаться. Я интересуюсь Кришной или собой?» И нам нужно сделать то же самое. Если мы этого не делаем, то мы видим в своей жизни одно лишь материальное влияние. Но сколько людей на самом деле смотрит так со стороны и анализирует? Я вам скажу, что немногие.
«Обусловленная душа забывает об этом и потому страдает в материальном мире. Арджуна был уверен, что победа в сражении не принесёт ему ничего, кроме горя».
Таково состояние Арджуны в данный момент. И помните, что Арджуна – это прекрасный пример нас самих. Если мы не применяем ситуацию Арджуны в своей жизни, то опять же, мы ничего не поняли. Большинство людей читает Бхагават-Гиту просто как какое-то историческое повествование или как какое-то художественное произведение, но они, на самом деле, не видят реальной связи между своей жизнью и жизнью Арджуны.