Текст 1.
Арджуна сказал: «О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради её плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?»
Кришна уже объяснил Арджуне, что тот, кто действует, основываясь на разуме, лучше того, кто действует ради достижения каких-то плодов, но Арджуна по-прежнему не понимает это ясно, он не видит в точности, что делать, он по-прежнему считает, что данная битва происходит ради плодов, ради царства. «Мы будем сражаться, и если мы победим в этой битве, мы получим это необъятное царство и всё богатство, и всю власть». И поскольку Арджуна великий преданный, он, на самом деле, этим не заинтересован. А Дурьодхана, который полный материалист, он только этим и заинтересован, это полностью его интерес. И здесь можно увидеть разницу между материалистом и духовным человеком. Дурьодхану не волнует, сколько людей будет убито, какие произойдут разрушения, он просто хочет выйграть царство. Арджуна противоположен этому.
Кришна – советчик Арджуны. Он принимает положение его колесничего. На самом деле, говоря с материальной точки зрения, это подчинённое положение, Арджуна великий воин на колеснице, а Кришна – колесничий. Но это не меняет того, кто такой Кришна, и кто такой Арджуна. Кришна, по-прежнему, Верховный Господь. Он даёт Арджуне наставления.
Но, опять же, Арджуна всё ещё очень обеспокоен. Он говорит: «Почему, Кришна? Ты же сказал мне, что действовать на уровне разума это выше, а теперь ты хочешь вовлечь меня в эту деятельность ради плодов». Так что, таков вопрос Арджуны.
Мы прочитаем комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады.
«Комментарий Бх. Св.: В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна подробно описал природу души, чтобы вызволить своего близкого друга Арджуну из океана мирской скорби».
Во второй главе Кришна очень детально описывает природу души. Душа – это личность, индивидуальное существо. Душа – это духовная энергия, не материальная. Материально только тело. Душа находится внутри тела. Тело очень временно и всегда подвержено разрушению. Душа духовна и вечна, её невозможно разрушить, уничтожить.
Кришна снова и снова объясняет: «Ты не можешь убить душу. Ты беспокоишься о том, чтобы убивать, но на самом деле, никто не будет убит. Пришло время, чтобы они оставили свои тела. Они неправильно используют свои тела, причиняют всем большие беспокойства, неправильно используя их. Пришло для них время сменить своё положение. Так что, не беспокойся».
«Он также указал ему путь духовного самопознания: буддхи-йогу
, или путь сознания Кришны».
Сознание Кришны или буддхи означает – тот, кто полностью осознаёт своё положение слуги Кришны.
«Некоторые люди ошибочно считают практику сознания Кришны пассивным методом духовного совершенствования и пытаются пробудить в себе сознание Кришны, повторяя святые имена в уединении».
И если бы это было так, Арджуна не мог бы сражаться в битве и пребывать в сознании Кришны. Другими словами, он не мог бы находиться на уровне чистого сознания и при этом участвовать в битве, он должен был бы пойти в уединённое место и думать только о Кришне. И это то, что многие люди считают, что это есть совершенство. Но Кришна говорит Арджуне, чтобы он не делал этого. «Нет, это неправильно, не делай этого!»
«Но человеку, который не овладел философией осознания Кришны, не рекомендуется повторять имена Кришны в уединённом месте, поскольку это не принесёт ему ничего, кроме дешёвой популярности, среди неискушённых людей».
В Индии, где такие вещи уважают, если человек идёт в уединённое место, то обычно он считается великим святым или великим йогом, и его восхваляют. Но в нашем обществе, на западе, если кто-то занимается этим, его считают сумасшедшим и хотят посадить в психушку и давать лекарства. Так что, на Западе это не принесёт никакой популярности, если вы хотите этим заняться.
«Арджуна тоже думал, что заниматься практикой сознания Кришны (буддхи-йогой
), то есть использовать свой разум для обретения духовного знания,- значит удалиться от дел и совершать аскезу в уединённом месте».
Раньше Кришна говорил Арджуне, что разум стоит выше деятельности ради плодов и Арджуна думал: «разум – значит, отдалиться от мирских дел в уединённом месте и стать очень аскетичным» – этот то, как он думал на данном этапе.
«Иными словами, он хотел уклониться от участия в битве, используя сознание Кришны как предлог. Но, будучи искренним и серьёзным учеником, он сообщил об этом своему духовному учителю, Кришне, и спросил, как лучше всего ему поступить».
То есть, он думал таким образом, но он спрашивает Кришну, правильно ли это? «Это то, как я думаю, но прав ли я, или правильно ли это?» И это правильно, спрашивать высший авторитет, действую ли я правильным образом, правильно ли то, что я делаю?
«Отвечая Арджуне, Господь Кришна подробно рассказал о карма-йоге
, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава «Бхагават-Гиты.»
Когда Арджуна задаёт вопрос, это даёт Кришне совершенную возможность сказать, и мы невероятным образом получаем из этого пользу, Кришна всё объясняет, потому что Арджуна задал вопрос. Так что, это совершенно. Мы получаем совершенные ответы на совершенные вопросы.