Комментарий Бх. Св.: «Таким образом, деятельность в сознании Кришны тоже является ягьей (жертвоприношением), о которой говорится в этом стихе «Бхагавад-гиты».
Когда мы говорим о жертвоприношении, кто-то может представить себе картину, как брахманы что-то с огнём делают, а кшатрии и домохозяева что-то своё делают. И мы можем думать: «Ну, это ведическая система. Но мы не в ведической системе, я не живу в Индии, я не живу сотни лет назад. Я вообще живу на Дальнем Востоке в России и борюсь тут за жизнь. И это всё не имеет никакого отношения ко мне. Это красивая философия». И мы вот так живём: «Это красивая философия, но не имеет никакого отношения ко мне». Мы не произносим этого, а может даже и произносим, хотя надеюсь, что нет. Но в действительности чувствуем так.
Но, на самом деле, то, что есть у нас, и то, что было у них – одно и то же. Они должны были поддерживать тело, и мы должны. Они должны были работать, и мы тоже должны. Если у них были семьи, они тоже должны были о них заботиться. И так далее. В чём разница? И если они это делали правильно, как если и мы это делаем правильно, – это очень-очень прекрасно.
«Система варнашрамы также предназначена для того, чтобы удовлетворить Господа Вишну.
Итак, каждый должен действовать ради удовлетворения Вишну. Любая другая деятельность в материальном мире только порабощает, поскольку и благочестивые, и греховные поступки влекут за собой последствия, связывающие того, кто совершает эти поступки».
Мы только что об этом говорили: любая работа, хорошая или плохая, выполняемая не для удовлетворения Вишну, будет порабощать человека.
«Поэтому надо действовать в сознании Кришны, ради удовлетворения Кришны (Вишну), и тот, кто занимается этой деятельностью, уже освободился от материального рабства».
Есть много определений освобождения, но в данном конкретном случае под освобождением подразумевается отсутствие кармических реакций. Освобождение означает быть свободным – свободным от кармы. Так что, когда человек действует таким образом, он освобождается от материального порабощения, он находится в состоянии освобождения.
«Такая деятельность – великое искусство. И на первых порах, чтобы овладеть им, необходимо действовать под руководством опытного наставника».
Есть столько людей, которые находятся в положении духовных авторитетов, и при этом они совсем не понимают, о чём здесь говорится. Все имперсоналисты (последователи философии, что Бог не личность) вообще этого не понимают. Они считают: «Нет Бога, нет Верховной Личности, ради которого можно работать, ради которого нужно выполнять предписанные обязанности, – и так далее. – Он не существует, Бога нет». Поэтому очевидно, что они этого не понимают. Есть и другие люди, которые этого не понимают, и не важно, какой религии они следуют.
Некоторые всегда пропагандируют хорошие дела: «Идите и помогите нуждающимся людям. Поезжайте в Африку и помогите там в их кризисной ситуации. Поезжайте в Японию и помогите людям, которые там в нужде», – куда бы ни было. «Поезжайте туда, делайте то. Это хорошие дела». Но они не понимают, что это всего лишь хорошие дела. Это хорошо, но, на самом деле, это не освобождающая деятельность, она не находится на трансцендентном уровне.
Это большая наука, и Бхактиведанта Свами пишет, что действовать в сознании Кришны – это великое искусство. И на первых порах необходимо руководство опытного наставника.
Обладая знанием, вы можете делать в точности то же самое, и доставлять удовлетворение Кришне. Вы можете поехать туда, где произошла какая-то катастрофа, и накормить бедных людей, но накормить их прасадом (пищей, которую предложили Богу). И тогда это совершенно отличается: это становится духовной деятельностью. Все эти люди в стрессе, в беспокойстве, но, возможно, вы сможете немножко поговорить с ними об истине.
Всякие разные открываются возможности. Вы можете устроить медитацию. И это отличается от материальной деятельности. Вы не просто едете помогать людям в их материальных проблемах. С материальной точки зрения, результаты будут те же: вы покормите нуждающегося человека, и он будет сыт. Но с духовной точки зрения, это совершенно отличается.
Пару лет назад на Филиппинах был большой тайфун, и он причинил очень большое разрушение, большие наводнения и оползни, и деревни там были разрушены.
И преданные Кришны ходили и помогали людям в этих деревнях. Они покупали кучи риса, обеспечивали пищу и помогали таким образом. Но это всё было связано с Кришной. Вот таким образом вы можете действовать, когда у вас есть знание.
В любом случае, эта деятельность – великое искусство, и она требует опытного руководства.
«Поэтому мы должны неукоснительно следовать указания преданного Господа Кришны или Самого Кришны (под чьим руководством действовал Арджуна)».
И мы узнали об этом искусстве. Мы узнали об этом от Бхактиведанты Свами Прабхупад и священных писаний. Мы изучили это искусство. И теперь мы можем пойти и применить его.
Зачем учить, если вы это не применяете? В чём смысл знания, если вы его никогда не используете? – «Ну, я всё это знаю». Хорошо, и что ты собираешься с этим делать? Если ты не собираешься это использовать, ты это потеряешь.
Есть одна история в Библии. Иисус дал трём людям деньги и вернулся через какое-то время, чтобы проверить, что они с ними сделали. Один человек удвоил или утроил количество этих денег. Другой человек тоже как-то увеличил их количество. А третий был очень гордый. Он сказал: «Я их закопал, вот они у меня – ровно столько же». И Иисусу это не понравилось, он спросил: «Почему же ты их не использовал?»
И то же самое с нами. Мы получаем это знание, но мы его не используем, и это никому не доставит удовольствие. Какова ценность этого? Ты мог бы это использовать, ты мог бы многое сделать, но ты просто сидел и ничего не делал. И я могу точно сказать, что это не доставляет удовольствия.
Не так, что это совсем плохо, но это не настолько хорошо. Есть разные уровни того, как можно доставить удовольствие. Человек, который закапал деньги, не выбросил их. Это было хорошо, что он их не выбросил. Но он также ничего с ними не сделал. А это не хорошо. Так что, нам нужно это понять.
У нас есть столько информации, столько руководства, но многие люди настолько ленивы, что ничего с этим не делают. Может быть, иногда чуть-чуть это применяют в своей жизни, потому что им приходится это делать, но они не чувствуют нектара.
Так что, нам нужно действовать, как Арджуна. Он не только получил это знание и понял его, но также стал это применять.