Сегодня мы будем читать вторую главу Бхагавад-гиты. Помните, что Бхагавад-гита – это разговор Кришны с Арджуной. Также мы будем сегодня упоминать еще одну личность. Его имя Санджая. Санджае была дана способность видеть, что происходит в другом месте, на большом расстоянии. Он находился в комнате с Дхритараштрой, отцом всех тех, кто был на поле боя и сражался против Арджуны. Дхритараштра – стар и слеп. Он не видит того, что происходит на поле битвы, но хочет это знать. Поэтому он спрашивает Санджаю: «Что происходит?».
Текст 1.
Санджая сказал: «Увидев, что Арджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова»
Арджуна находился в таком состоянии, потому что он видел, с кем ему придется войти в битву: со своими друзьями, учителями, родственниками. И поэтому он полон сострадания. Он не хочет участвовать в этой битве. Такова ситуация на данный момент. И тогда Кришна начинает говорить.
После текста следует комментарий Бхактиведанты Свами. Его комментарии помогают нам лучше понять стих. Мы изучаем «Бхагавад-гиту» под руководством Бхативеданты Свами. Он – учитель.
«КОММЕНТАРИЙ Бх.Св.: Мирские сострадание, скорбь и слезы выдают человека, забывшего свою истинную, духовную природу. Тот, кто сознает свою духовную природу, проявляет сострадание к вечной душе».
Иногда мы чувствуем большое сострадание к людям в этом мире. Но на самом деле, мы сострадаем телу, и у нас нет сострадания к душе. У преданного есть сострадание к душе, к личности.
«В этом стихе примечательно слово «Мадхусудана». Некогда Господь Кришна убил демона Мадху, и теперь Арджуна хочет, чтобы Кришна уничтожил демона сомнений, который завладел Арджуной и мешает ему исполнять долг».
Арджуна – великий воин-герой, поэтому он был обязан сражаться. Но он не хотел сражаться из-за того, что в стане противника он увидел своих друзей, родственников, учителей. Другими словами, его желание сражаться или не сражаться было обусловлено. Арджуна сражался во множестве битв. Для него не было чем-то новым сражаться. Он не был новичком в битвах. Но теперь из-за того, против кого ему нужно было сражаться, он не хотел этого делать. Поэтому это обусловлено. Таков материальный путь, он очень обусловлен: иногда мы что-то делаем, а иногда мы не делаем. И наш выбор основан на условностях. И Арджуна хотел, чтобы Кришна убрал это.
«Люди не знают, на что следует направлять свое сострадание. Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть, спасая его материальное тело».
Если бы некто тонул в речке, а кто-то другой поплыл бы его спасать и вынес на берег только его одежду, какой бы был в этом смысл? Какая бы в этом была ценность? Все бы сказали: «Что это? В этом нет никакой ценности. Ты спас одежду, а что же насчет личности?» Подобным образом, сострадание в этом мире направлено на одежду. У многих людей вообще нет сострадания. Но если даже у них и есть сострадание, то оно всегда направлено на одежду. Оно никогда не направлено на личность.
«Того, кто не знает об этом и скорбит об одежде, называют шудрой – человеком, который скорбит напрасно. Арджуна был кшатрием, и ему не подобало вести себя таким образом»
Кшатрии – бесстрашные воины, сильные во всех отношениях: физически и психически. Поэтому такое поведение не подобало Арджуне.
«Поэтому Господь Кришна решил развеять его скорбь, вызванную невежеством, и именно с этой целью Он поведал Бхагавад-гиту».
И как Он развеял его скорбь? – Знанием. В этом суть: нам нужно получить знание. И Бхагавад-гита есть это знание. Если мы очень внимательно будем изучать Бхагавад-гиту, то мы получим то же знание, которое было у Арджуны. Нет разницы между тем посланием, которое получил Арджуна и тем посланием, которое получаем мы. Это та же самая истина.
«В этой главе Шри Кришна, главный знаток духовной науки, объясняет, как осознать свое истинное «Я» путем аналитического изучения природы материального тела и вечной души».
Нам всегда нужно помнить, что Кришна – это Верховный Авторитет. Поэтому нет ничего более авторитетного, чем слова Кришны.
«Постичь эту науку сможет лишь тот, кто не привязывается к плодам своего труда и полностью сосредоточен на познании своего истинного «Я».