Posted by on Лют 12, 2011 in Вторая глава | 0 comments

Продолжаем вторую главу Бхагавад-гиты. Теперь Кришна начал наставлять Арджуну.

Текст 12
«Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать».

Вы можете видеть: это то, с чего Кришна начинает.В одном этом утверждении Он провозглашает две истины. Первая – это вечность души. Косвенно Он утверждает, что мы не тело. Он говорит, что мы вечны. Все мы. Кришна, Арджуна и все остальные, все, кто здесь собрались. И, конечно же, понятно, что речь идёт обо всех живых существах.

Очевидно, что мы знаем: было такое время, когда наше тело не существовало. Мы считаем это в годах. Сколько-то лет назад это тело не существовало. Но Кришна говорит, что мы существовали. Он говорит, что и в будущем никто из нас не перестанет существовать. Но мы также знаем, что в будущем наступит такое время, когда тело прекратит существование. Кто может это отрицать? Все это знают. Никто не станет спорить с этой истиной. Но Кришна говорит, что мы существовали до этого тела и будем существовать после этого тела. Вечно. Так что, Он утверждает, что мы вечны по своей природе. А также Он вечен по своей природе. Таким образом, и Кришна, и духовные существа вечны. Он говорит об этом очень ясно.

Вторая истина, которую Он здесь утверждает очень ясно – это то, что мы навечно индивидуумы. Мы вечно существовали как индивидуумы раньше и вечно будем существовать как индивидуумы в будущем.

Он опровергает здесь два основных аргумента. Первое – это то, что мы тело (материалистическая точка зрения). И второе – Он опровергает аргумент имперсоналистов (последователей философии, что Бог не личность) о том, что мы все – одно. Так что, в одном предложении Кришна закладывает две очень мощные основы для истины.

Давайте прочитаем комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прапхупада:

Комментарий Бх. Св.: «В ведических писаниях, например в «Катха-упанишад» и в «Шветашватара-упанишад» говорится, что Верховный Господь поддерживает жизнь бесчисленных существ разных видов и форм. Он обеспечивает их всем необходимым, учитывая деятельность каждого из них и её последствия. Тот же самый Верховный Господь в образе Своей полной экспансии пребывает в сердце каждого живого существа. Только святые, которые способны видеть Верховного Господа внутри и снаружи всего, обретают вечный мир в душе.

Нитйо нитйанам четанаш четананам
Эко бахунам йо видадхати каман
Там атма-стхам йе нупашйанти дхирас
Темаш шантих шашвати нетарешам

Катха-упанишад, 2.2.13

Кришна открыл Арджуне ведическую мудрость специально, чтобы ею могли воспользоваться все люди, в том числе и те, кто выдают себя за великих учёных, хотя на самом деле обладают весьма скудными знаниями. Господь ясно говорит, что Он сам, Арджуна и все цари, которые собрались на поле боя, вечно являются индивидуальными существами.

Господь – вечный хранитель всех живых существ, как обусловленных, так и освобождённых. Он – Верховная вечная Личность, а Арджуна, неизменный спутник Господа, и цари, собравшиеся на поле боя, – подчиненные Ему вечные личности. Ошибочно думать, будто они не существовали как индивидуумы в прошлом или перестанут быть вечными личностями в будущем. Их индивидуальное бытие никогда не прерывалось и не прервётся. Поэтому ни у одного живого существа нет и не может быть причин для скорби.

Господь Кришна, высший знаток Вед, отвергает здесь теорию майявады, гласящую, что индивидуальная душа, которая сейчас скрытая под покровом майи, иллюзии, после освобождения растворится в безличном Брахмане и утратит свою индивидуальность. Он не согласен и с утверждением о том, что индивидуальность обусловленных существ является лишь плодом их воображения».

Одна из основных идей имперсоналистов такая: «Под влиянием майи, иллюзии, мы считаем себя индивидуумами. А когда этот покров майи снимается, то мы вновь осознаём своё единство со всем». Вторая идея, упомянутая здесь, в сущности, буддийская: «Наша индивидуальность – это результат деятельности нашего ума. Наше существование – это продукт деятельности нашего ума. Мы просто думаем, что существуем». Господь Кришна опровергает эти идеи в Cвоём утверждении.

«Кришна ясно говорит, что и Господь, и другие существа сохранят свою индивидуальность в будущем и никогда не утратят её. Это подтверждается в Упанишадах. Слова Кришны авторитетны, поскольку Кришна не подвластен иллюзии».

Вы слышите это постоянно, но это нужно хорошо понимать: Кришна не может совершить ошибку и не может быть не прав. Ошибки возникают в обусловленном состоянии. Помните четыре недостатка? Один из них – это совершение ошибок. Это материальный недостаток. Кришна не обусловлен. Он никоим образом не находится под влиянием материи, и Он не может совершить ошибку.

Часто люди спрашивают: «А что если Кришна не прав?» Он не может быть не прав. Как Бог может быть не прав? Конечно же, у них нет такого понимания, поэтому они хотят создать в своём уме эти аргументы: «А что, если…» Ум всегда может создавать аргументы и, соответственно, сомнения. Каждый, кто слушает свой ум, также обнаружит, что он полон сомнений. «А что если…? А может быть…?» Мы не слушаем свой ум. Мы слушаем Кришну. И тогда мы знаем, что невозможно, чтобы было по-другому.

«Слова Кришны авторитетны, поскольку Кришна не подвластен иллюзии. Если бы живые существа не обладали индивидуальностью, Кришна не стал бы это подчеркивать, особенно говоря о будущем. Философ-майявади (последователь философии, что Бог не личность) может возразить, что индивидуальность, о которой ведёт речь Кришна, не духовна, а материальна. Но даже если мы примем этот довод, вопрос о том, чем индивидуальность Кришны отличается от остальных, всё равно остаётся открытым.

Кришна утверждает, что Он был личностью в прошлом и останется ею в будущем. Господь снова и снова говорит о том, что Он – личность, а безличный Брахман находится у Него в подчинении. Другими словами, Кришна всегда сохраняет духовную индивидуальность. Если допустить, что Он – обыкновенная обусловленная душа с индивидуальным сознанием, то поведанная Им «Бхагавад-гита» перестанет быть авторитетным Священным писанием».

Если бы Кришна был обычным живым существом, то, как утверждается здесь, Его Бхагавад-гита не имела бы ценности. Но Господь Чайтанья принимал Бхагавад-гиту. Да или нет? Да. Он цитировал Бхагавад-гиту и учил из Бхагавад-гиты. Это наша ученическая цепь. Как Господь Чайтанья мог быть в нашей цепи ученической преемственности, если бы Он не принимал Бхагавад-гиту, как и любой другой духовный учитель? Так что, если Господь Чайтанья и все Его последователи, совершенные учителя, принимали Бхагавад-гиту, то как она может быть неверной?

«Человек, обладающий четырьмя недостатками, которые присущи простым смертным, не способен дать другим знание, достойное того, чтобы его услышали».

Постарайтесь также понять это.

Человек, обладающий четырьмя недостатками, которые присущи простым смертным, не способен дать другим знание достойное того, чтобы его услышали. Однако так много людей читают и слушают то, что пишут или говорят люди, обладающие этими недостатками. Интернет полон людей, которые обладают этими недостатками и которые учат. Но их не стоит слушать. Всё, что вы получаете – это загрязнение. Вы не очищаетесь, а загрязняетесь.

«Гита» стоит выше произведений, написанных людьми. Ни одна мирская книга не может сравниться с ней. Для того, кто считает Кришну просто человеком, «Гита» утрачивает особую значимость.

Философы-майявади утверждают, что множественность, о которой идёт речь в данном стихе, условна и относится к материальном телу. Однако в предыдущем стихе, Кришна уже осудил телесное представление о жизни. Разве мог Он после этого говорить об условной множественности в рамках той же самой телесной концепции?

Таким образом, индивидуальность, о которой здесь идёт речь, имеет духовную основу, и это подтверждают такие великие ачарьи, как Шри Рамануджа и другие. Во многих стихах Гиты ясно сказано, что постичь духовную индивидуальность могут только преданные Господа, те же, кто относятся к Кришне враждебно и завидуют Его положению Верховной Личности Бога, не способны понять истинный смысл этого великого произведения.

Непреданного Господа, пытающегося постичь философию «Гиты», можно сравнить с пчелой, которая ползает по банке с мёдом. Чтобы узнать вкус мёда, нужно открыть банку. Аналогично этому, сокровенное учение «Бхагавад-гиты» могут постичь только преданные Бога. Никто другой, как сказано в четвёртой главе этой книги, не способен ощутить её вкуса.

Те, кто отрицает само существование Господа, не должны касаться «Бхагавад-гиты». Поэтому комментарии к «Бхагавад-гите», написанные философами-майявади, искажают заключенную в ней истину до неузнаваемости. Господь Чайтанья запретил нам читать комментарии философов-майявади и, предостерегая нас, говорил, что тот, кто принимает философию майявады, лишается возможности проникнуть в тайный смысл «Гиты».

Господь Чайтанья очень-очень конкретно говорил об этом: «Не читайте комментарии философов-майявади и не слушайте их пения мантр». Господь Чайтанья, как все совершенные личности, всегда старается защитить нас. Он заботится о нас. Он старается дать нам защиту, поэтому Он говорит: «Не слушайте это. Не читайте это. Не слушайте их пения». Если мы не слушаем этих предостережений, то, как утверждается здесь, мы потеряем способность проникнуть в тайный смысл «Гиты».

Поэтому человек однажды должен принять решение, кого он будет слушать. Господь Чайтанья говорит: «Слушай эту истину».

«Если бы Господь говорил об индивидуальности, существующей только в пределах материальной вселенной, необходимость в Его наставлениях отпала бы сама собой. Различие между индивидуальной душой и Господом является вечной реальностью, что, как уже говорилось, подтверждается в Ведах».