Posted by on Лют 12, 2011 in Вторая глава | 0 comments

Мы продолжаем 2-ую главу Бхагавад-гиты, стих 13. Мы прочитали стих и начало комментария, но я прочитаю стих ещё раз.

Текст 13

«Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Такая перемена не смущает того, кто осознал свою духовную природу».

Для человека в невежестве всё представление о жизни – это тайна. Можно на самом деле начать думать об этом: «Что такое жизнь?» Вы рождаетесь, проходите всё это: растёте, что-то делаете, болеете, выздоравливаете, страдаете, наслаждаетесь, стареете. И умираете. И что всё это было? Зачем всё это? На самом деле, это так странно. Зачем это всё? Это приводит в замешательство. Но человек в знании понимает всё. Он знает, что это такое, и он знает об этом всё. Он знает, что хорошо, что плохо, зачем мы страдаем, зачем мы наслаждаемся. Он знает цель всего этого. Он знает всё.

КОММЕНТАРИЙ: «Того, кто постиг природу индивидуальной души, Сверхдуши, а также материального и духовного миров, называют дхирой, самым трезвомыслящим среди людей. Такого человека не может ввести в заблуждение непрекращающаяся смена тел.

Учение майявади (философия, что Бог не личность) о единственности вечной души несостоятельно, поскольку душу нельзя разделить на части. Подобное членение Всевышнего на индивидуальные души сделало бы Его делимым и изменчивым, что противоречит принципу неизменности Высшей души. «Бхагавад-гита» подтверждает, что отделённые частицы Всевышнего существуют вечно (санатана) и называются кшара, что указывает на возможность их падения в царство материи. Эти частицы вечно отделены от Всевышнего, и даже после освобождения индивидуальная душа по-прежнему остаётся Его отделённой частицей. Однако, освободившись из материального плена, она обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания, и получает возможность общаться с Личностью Бога.

Сверхдуша, или Параматма, которая пребывает в сердце каждого, отлична от индивидуального существа. Это можно объяснить на примере с отражением. Когда небо отражается в воде, на её поверхности видны солнце и луна, а также звёзды. Звёзды можно сравнить с живыми существами, а солнце или луну – с Верховным Господом. Индивидуальную душу, частицу Господа, представляет Арджуна, а Высшая Душа – это Шри Кришна, Личность Бога. Они занимают разное положение, о чём сказано в начале четвёртой главы «Бхагавад-гиты».

Если бы Арджуна находился на одном уровне с Кришной, и Кришна не занимал более высокого положения, то их отношения учителя и ученика потеряли бы смысл. Если бы оба они находились во власти энергии иллюзии, майи, то один из них не должен был бы становиться учителем, а другой – учеником. Наставления такого учителя оказались бы бесполезными, ибо того, кто находится в плену майи, нельзя считать авторитетным наставником.

Всё это доказывает, что Кришна является Верховным Господом и занимает главенствующее положение по отношению к обыкновенному живому существу – Арджуне, который олицетворяет собой забывчивую душу, околдованную майей».

Вот почему у нас столько правил и предписаний, которые ограждают нас от того, чтобы мы впали в это невежество. Зная, кто такой Арджуна, вы бы никогда не подумали, что это может произойти с ним. Арджуна не мог бы быть покрыт майей. Он всю жизнь был другом Кришны. Он руководит сражением. Кришна даже занимает подчинённое положение по отношению к нему – как колесничий. Все его очень уважают, почитают и так далее. «Нет, Арджуна не мог!» Да, Арджуна тоже. Никто не стоит выше этого, кроме Кришны. Мы должны ясно это понимать. Майя очень хитра. Она говорит: «Ну, всё в порядке! Ты очень сильный. Всё будет хорошо, это правда…»