Posted by on Лют 12, 2011 in Вторая глава | 0 comments

1) Текст 30
«О потомок Бхараты, того, кто пребывает в теле, невозможно уничтожить».

Это утверждается снова.

«Поэтому ты не должен скорбеть ни об одном живом существе».

Не нужно об этом беспокоиться, потому что душа вечна, и её невозможно уничтожить. Но это не поощряет убийство. Не поощряет убийство животных и любое действие, которое касается убийства тела. Настоящий преданный Бога заботится как о духовных, так и о материальных потребностях всех живых существ. Очень легко читать это учение и развить очень бессердечное, жёсткое отношение. Люди терпят столько материальных страданий, а вы: «Не имеет значения – они не тело». Конечно, когда вы понимаете карму и понимаете, что их страдания – это результат их прошлых действий, то тоже очень легко развить такое же отношение: «Ну, они это заслужили. Они получают то, что им положено». Никаких сострадания, переживания и заботы.

Люди могут подумать, что такова философия, что здесь учатся этому. И если они читают Бхагавад-гиту без должного понимания, то это вывод, к которому они придут. Опять же, они не понимают, что Кришна облегчает огромное бремя планеты. Он восстанавливает принципы религии. И все там получат освобождение, потому что они оставят тело в присутствии Кришны. Это совершенство. Это не какой-то бессердечный подход к ситуации. Так что мы должны этого также остерегаться – это ещё одна ловушка. Вы обнаружите, что преданные Бога очень сострадательны, что касается и материальных, и духовных проблем людей.

Комментарий Бх. Св.: «Здесь Господь подводит итог Своим наставлением о природе неизменной, вечной души. Описав различные качества бессмертной души, Господь заключил, что душа вечна, а тело бренно. Поэтому Арджуна, будучи кшатрием, не должен отказываться от исполнения своего долга, боясь того, что его дед Бхишма и учитель Дрона погибнут в сражении. Полагаясь на авторитет Шри Кришны, мы должны поверить в существование души, отличной от материального тела, и отказаться от представления о том, что души не существует и что признаки жизни появляются на определённой стадии развития материи в результате взаимодействия химических элементов».

Мы не можем этого доказать. Я имею в виду, что вы можете увидеть довольно ясное свидетельство, но очень трудно доказать эти истины о душе. Поэтому мы принимаем их на основе авторитета Кришны. Кришна говорит это, поэтому это истина.

«Бессмертие души не является оправданием насилия, однако во время войны насилие допустимо, если необходимость в нём действительно существует. Насилие можно применять только с дозволения Господа, а не по собственной прихоти».

Уже обсуждалось, что насилие иногда необходимо. И в этом случае оно необходимо. Но оно было дозволено Кришной. Необходимо понять, что это было не просто чьё-то независимое решение.

Люди используют Бхагавад-гиту для всевозможных оправданий. Как я уже говорил немного раньше, Гитлер читал Бхагавад-гиту, а также был вегетарианцем. Но у него не было духовного учителя. И он не знал, что ему делать с тем, что он читал в Бхагавад-гите. Мы знаем, что он сделал в результате. Я не знаю, что он там на самом деле хотел, но давайте примем то, что он хотел сделать что-то хорошее – создать арийскую расу, как описано в Бхагавад-гите. Арийцы – это те, кто следует Ведическому учению. Они цивилизованны, они следуют правилам, руководству этой истины. Они следуют аскезам, покаяниям и так далее. Это совершенство, это арийская раса. Но Гитлер хотел создать свою собственную, по-своему. Нет духовного учителя – нет духовного видения. Поэтому произошла великая катастрофа.



2) Текст 30

О потомок Бхараты, того, кто пребывает в теле, невозможно уничтожить. Поэтому ты не должен скорбеть ни об одном живом существе.

КОММЕНТAРИЙ: Здесь Господь Кришна подводит итог Своим наставлениям о природе неизменной, вечной души. Описав различные качества бессмертной души, Господь заключил, что душа вечна, а тело бренно. Поэтому Aрджуна, будучи кшатрием, не должен отказываться от исполнения своего долга, боясь того, что его дед Бхишма и учитель Дрона погибнут в сражении. Полагаясь на авторитет Шри Кришны, мы должны поверить в существование души, отличной от материального тела, и отказаться от представлений о том, что души не существует и что признаки жизни появляются на определенной стадии развития материи в результате взаимодействия химических элементов.

Бессмертие души не является оправданием насилия, однако во время войны насилие допустимо, если необходимость в нем действительно существует. Насилие можно применять только с дозволения Господа, а не по собственной прихоти.


Текст 31
Что же касается твоего долга, то знай, что для тебя как для кшатрия нет лучшего занятия, чем сражаться за устои религии. Стало быть, у тебя нет причин для колебаний.

КОММЕНТAРИЙ: В системе четырех сословий представителей второго сословия, которые призваны править государством на основе законов религии, называют кшатриями. Кшат значит «вред». Человека, который защищает других от тех, кто причиняет им вред, называют кшатрием (трайате значит «защищать»). Кшатрии упражнялись в военном искусстве, охотясь в лесу. Обычно кшатрий отправлялся в лес, находил тигра и, вооруженный мечом, сражался с ним один на один. Когда тигр испускал дух, его возлагали на погребальный костер и с царскими почестями кремировали. Цари-кшатрии Джайпура и по сей день следуют этому обычаю. Кшатрия специально учили тому, как вызывать противника на бой и сражаться насмерть, ибо в некоторых случаях по законам религии необходимо прибегать к насилию. Поэтому кшатрии не должны принимать санньясу и отрекаться от мира. Ненасилие в политике допустимо как дипломатический ход, но его нельзя возводить в принцип. В своде религиозных законов говорится:

ахавешу митхо 'нйонйам
джигхамсанто махи-кшитах
йуддхаманах парам шактйа
сваргам йантй апаран-мукхах

йаджнешу пашаво брахман
ханйанте сататам двиджаих
самскритах кила мантраиш ча
те 'пи сваргам авапнуван

«Царь-кшатрий, погибший на поле боя во время поединка с другим царем, своим соперником, попадает в рай. Туда же после смерти попадают и брахманы, которые совершают жертвоприношения, принося на жертвенный огонь животных». Таким образом, тот, кто убивает врага на поле боя в соответствии с религиозными предписаниями или сжигает животных на жертвенном огне, не совершает насилия, ибо эти поступки соответствуют законам религии и несут благо каждому. Животное, принесенное в жертву, сразу после смерти получает человеческое тело, не проходя долгий эволюционный цикл. A кшатрий, убитый на поле боя, попадает в рай, так же как и брахман, совершающий жертвоприношения.