Posted by on Лют 12, 2011 in Вторая глава | 0 comments

Текст 39

«До сих пор Я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нём с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от рабства последствий своей деятельности».

Итак, то, что мы изучаем – это философия санкхьи. Аналитическое знание, тщательное изучение всего. Некоторые люди думают: «Я хочу встать на путь философии санкхьи». Но всё равно там должна присутствовать преданность Кришне. Там должна быть бхакти. Если нет бхакти, то нет и успеха. Теперь Кришна собирается описать карма-йогу, но там тоже должна присутствовать бхакти. Вы действуете не ради плодов, но если там нет преданности, это всё равно не сработает.

Комментарий Бх. Св.: «Согласно ведическому словарю “Нирукти”, слово санкхйа означает “дисциплина, подробно описывающая вещи и явления”. Санкхья – это философия, которая описывает истинную природу души, а йога – это практика, помогающая обуздать свои чувства. Желание Арджуны уклониться от сражения было не что иное, как потворство собственным чувствам».

Опять же, мы думаем, что удовлетворение чувств – это их услаждение. Но так не всегда. Арджуна не пытался доставить наслаждение чувствам. На самом деле было наоборот. Он пытался отказаться от всего мира потенциальных наслаждений. Но, в сущности, это означает, что мы делаем то, что мы хотим делать. Это наше желание, и это чувственное удовольствие. Арджуна хотел жить отрешённой жизнью полной аскез. Уйти в лес и жить аскетично. Вы посмотрите на это и скажете: «Это не чувственное удовольствие. Это аскеза». Но истинное понимание таково, что это по-прежнему чувственное удовольствие, потому что это то, что ты хочешь делать: «Я удовлетворю свои чувства тем, что не буду сражаться, тем, что я отойду, откажусь от всего этого и так далее». Так что есть не одна категория чувственного наслаждения, а больше.

«…а йога – это практика, помогающая обуздать свои чувства», – это может быть одним способом или другим. Так что Арджуна не управлял своими чувствами. Особенно, своим умом, который представляет собой шестое чувство. Он не занимался практикой йоги – управлением чувствами.

«Забыв о своём первоочерёдном долге, он хотел отказаться воевать, поскольку думал, что, сохранив жизнь своим родным и близким, обретёт большее счастье, чем то, которое принесёт ему царство, завоёванное ценой гибели его двоюродных братьев, сыновей Дхритараштры. Делая свой выбор, он руководствовался эгоистическим стремлением удовлетворить прихоти своих чувств. Счастье, которое принесёт Арджуне победа в сражении, так же как и счастье, которое он испытает, увидев своих сородичей живыми и невредимыми, основано на его личных интересах, ради которых он был готов пренебречь своим долгом и поступить вопреки рассудку».

Помните, что он пожертвовал своей обязанностью и своей мудростью. И это путь чувственного удовольствия. Когда мы заняты чувственным удовольствием, мы жертвуем своей преданностью и деятельностью в преданном служении Господу.

«Поэтому Кришна хотел объяснить Арджуне, что, убив тело своего деда, он не убьёт его душу. Господь рассказал ему о том, что все индивидуальные существа, включая Самого Господа, вечно остаются таковыми: они были личностями в прошлом, являются ими в настоящем и сохранят свою индивидуальность в будущем. Все мы вечно являемся индивидуальными душами. Мы меняем тела, как одежду, но сохраняем свою индивидуальность, даже когда сбрасываем с себя оковы материального тела и обретаем освобождение.

Господь Кришна очень ясно и подробно описал Арджуне природу души и тела. Такое всесторонее описание души и тела по определению словаря “Нирукти” называют санкхьей. Эта санкхья не имеет ничего общего с философией санкхьи атеиста Капилы. Задолго до появления самозванца Капилы и его санкхьи, истинная философия санкхьи была изложена в “Шримад-Бхагаватам” Господом Капилой, воплощением Господа Кришны, который объяснил его Своей матери Девахути.

Он учил, что пуруша, Верховный Господь, действует, и что Он создаёт материальный мир, бросая взгляд на пракрити. О том же самом говорится в Ведах и в “Гите”. В Ведах сказано, что Господь бросил взгляд на пракрити, материальную природу и оплодотворил её крошечными индивидуальными душами.

В материальном мире все эти души действуют ради удовлетворения потребности собственных чувств и, околдованные материальной энергией, считают себя наслаждающимися. Такая душа не может избавиться от этого образа мыслей вплоть до освобождения из материального плена, которое она обретает, желая слиться с Богом. Это последняя ловушка майи, иллюзии, заставляющей живое существо искать чувственных удовольствий, и только после множества жизней, проведённых в погоне за наслаждениями, самые возвышенные души предаются Васудеве, Господу Кришне, завершая таким образом свои поиски высшей истины».

Говорится, что первая ловушка майи – это когда человек думает: «Я – тело», а последняя ловушка майи – это когда человек думает: «Я – Господь». То есть, вы думаете о себе как о теле, проходите много-много жизней в этой иллюзии. Затем вы решаете, что хотите выйти из материального мира, прекратить страдания: «Я сольюсь с Брахманом», – и так далее. Это последняя ловушка майи. Так что она ловит нас с обеих сторон.

«Предавшись Кришне, Арджуна уже принял Его своим духовным учителем. Поэтому сейчас Кришна собирается рассказать Арджуне о деятельности в рамках буддхи-йоги, или карма-йоги, то есть о преданном служении, единственная цель которого – удовлетворить Господа. Суть буддхи-йоги очень ясно описана в десятом стихе десятой главы “Бхагавад-гиты”: буддхи-йога – это непосредственный союз с Господом, который в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа. Однако вступить в общение с Господом можно, только преданно служа Ему».

У человека может быть множество совершенств, но если он не занимается преданным служением Господу, то это нельзя назвать настоящим совершенством.

«Поэтому тот, кто приходит к трансцендентному любовному служению Господу, иначе говоря, тот, кто обретает сознание Кришны, удостаивается особой милости Господа и достигает ступени буддхи-йоги. Вот почему Господь говорит, что только тому, кто, движимый трансцендентной любовью, постоянно служит Ему, Он открывает чистое знание о преданности и любви. Таким образом преданный Господа без особых усилий получает право общаться с Господом в Его вечном, исполненном блаженства царстве.

Итак, буддхи-йога, о которой идёт речь в данном стихе, – это преданное служение Господу, а употреблённое здесь слово санкхйа не имеет никакого отношения к атеистической санкхье самозванца Капилы. Было бы ошибкой думать, что упомянутая здесь санкхья-йога каким-либо образом связана с атеистической философией санкхьи. Во-первых, в те времена эта философия не имела никакого влияния, а во-вторых, Господь Кришна не стал бы упоминать эти отвергающие Бога измышления. Настоящая философия санкхьи изложена Господом Капилой в “Шримад-Бхагаватам”, но даже она, по сути дела, не имеет прямого отношения к предмету обсуждения.

В данном стихе под словом санкхйа подразумевается аналитическое описание души и тела. Проанализировав природу души, Господь Кришна хотел подвести Арджуну к буддхи-йоге, или бхакти-йоге. В этом смысле санкхья Господа Кришны и санкхья Господа Капилы, изложенная в “Бхагаватам”, неотличны друг от друга. И то и другое – бхакти-йога. Поэтому Господь Кришна говорит, что только не слишком разумные люди проводят различия между санкхья-йогой и бхакти-йогой.

Разумеется, атеистическая санкхья не имеет ничего общего с бхакти-йогой, и тем не менее не слишком разумные люди заявляют, будто в ”Бхагавад-гите” речь идёт о сакнхья-йоге атеиста Капилы».

Так что мы только что прочитали это учение о санкхья-йоге (как части бхакти-йоги).

«Необходимо понять, что буддхи-йога – это деятельность в сознании Кришны, то есть исполненное блаженства и знания преданное служение Господу. Тот, кто трудится исключительно ради удовлетворения Господа, каким бы тяжёлым ни был бы его труд, действует в соответствии с принципами буддхи-йоги и потому постоянно испытывает духовное блаженство. Занимаясь этой духовной деятельностью, человек по милости Господа, без дополнительных усилий обретает духовное знание и полное освобождение от материального рабства. Деятельность в сознании Кришны коренным образом отличается от кармической деятельности, особенно от деятельности ради чувственных удовольствий или мирского, семейного счастья. Таким образом, буддхи-йога – это трансцендентная деятельность, которой мы должны заниматься».