Posted by on Лют 12, 2011 in Вторая глава | 0 comments

Мы можем слушать либо Кришну, либо иллюзию. А иллюзия, на самом деле, только держит нас и не решает никаких проблем. Мы по-прежнему оказываемся в утробе, рождаемся и страдаем, по-прежнему болеем и страдаем, по-прежнему стареем, если доживём, и страдаем, и по-прежнему умираем – улыбаясь или нет. «Я так болен. Но это совсем неплохо! Всё не так плохо, могло бы быть хуже! Да, у меня ужасная головная боль, она просто сверлит мне мозг», – мы можем жить так, но у нас остаются эти четыре проблемы. Мы не решаем эти четыре несчастья: рождение, старость болезни и смерть.

Или же мы можем увидеть: «Эй, посмотри-ка, это же проблема! Нам надо что-то с этим делать. Нам нужно как-то это поменять. Я уже проходил через это раньше, раз я здесь. Вот я снова родился, и это я изменить не могу. Я много раз болел. Следует ли мне стремится к тому, чтобы снова болеть? Я, конечно же, не могу остановить старость, и я умру, это случится в любом случае. Но стоит ли мне проходить через это снова и снова? Я хочу решить эту проблему!» Так рассуждает мудрый человек.

Когда человек начинает думать таким образом, Кришна подсказывает ему, как решить этот вопрос: «Служи Мне. Ты – духовная душа и вечно Мой слуга в любом случае. Ты просто пытаешься этого избежать и страдаешь в результате. Служи Мне и тогда тебе не надо будет снова рождаться. А если ты не рождаешься, то всё остальное тоже не случится. Если нет рождения, значит нет болезней, нет старости и нет смерти. Автоматически всё заканчивается».

И мудрого человека очень привлекают эти идеи: «Вот это звучит разумно!» А когда он слушает другие философии, то говорит: «Проснись! Не говори мне эту ерунду, я лучше знаю. Ты не можешь меня обдурить. Меня много жизней дурили, но в этой жизни – прости, не хочу больше».

Комментарий Бх. Св.: «Такой человек получает право войти в царство Вайкунтхи, где нет ни материальных страданий, ни смерти, ни влияния времени».

Чтобы войти на планеты Вайкунтхи, надо достичь квалификации. Туда нельзя попасть, не будучи квалифицированным. Люди думают: «Ну, я просто буду хорошим и пойду в рай». Это тоже иллюзия. Так не случается. Чтобы войти в мир Вайкунтхи, надо достичь квалификации, то есть нужно иметь отношения с Кришной – подходящие, полные веры, основанные на любви и преданности. Это квалификация. А быть просто хорошим – недостаточно. Не слушайте эти философии: «Просто будь хорошим». Некоторые иногда говорят: «Я хороший человек!» Это замечательно, что ты хороший человек, но квалифицирован ли ты? Есть ли у тебя преданные отношения с Кришной?

Если личность квалифицирована – она автоматически попадает на планеты Вайкунтхи, а деятельность, которая даёт квалификацию, – это преданное служение Господу.

«Осознать свое изначальное положение — значит осознать и возвышенное положение Господа».

Я ниже, а Господь выше. Он Величайший, Он номер Один, а не я. Я слуга, а не Хозяин.

«Тот, кто ошибочно считает живое существо тождественным Господу, пребывает во тьме невежества и не способен заниматься преданным служением Господу».

Темнота очень ограничивает. Если утром пойти на прогулку, то будет темно. Очень трудно идти: не видишь маленькие лужицы и наступаешь в них, не видишь камни и спотыкаешься, не видишь какое-то препятствие и натыкаешься на него, если что-то торчит, то можно споткнуться и упасть. А если светло – нет проблем. Ты просто идёшь и всё, нет проблем. Ты не натыкаешься ни на что и не попадаешь в ловушки, потому что можешь видеть. А когда темно – ты делаешь очень много ошибок, и можно понять, что опасность на каждом шагу: «Так, где следующая яма?» В темноте нет ценности.

Только человек во тьме может думать, что он равен Господу или выше Господа. Многие люди учат: «Ты выше Бога». Они, конечно, не говорят об этом открыто, но они открыто учат своих последователей всегда просить Бога удовлетворить их: «Попроси Бога дать тебе что-то». Это значит, что ты – хозяин, а Бог – твой слуга. Бог должен служить нам – таково их учение. Не так, что мы должны служить Богу. А – Бог должен служить нам. И их молитвы всегда такие: «Бог, помоги мне таким-то образом, дай мне то, дай мне это».

И таким образом люди учатся относиться к Богу как к слуге, как будто они хозяева. Так же как у детей часто бывают подобные отношения с родителями: «Дай-дай-дай. Дай мне внимание, дай денег, дай еду, дай одежду, дай дом…» И родители крутятся, чтобы дать ему это, а ребёнок думает: «Я хозяин, а родители мне слуги». Он воспитывается совершенно неправильно. Ни у одного ребёнка с таким сознанием не может быть хорошей жизни, потому что у него уже неправильное воспитании: я – хозяин, а они все – слуги. То есть его отношение не «я хочу служить», а «мне должны служить».

И часто нас учат таким образом относиться к Богу: Бог служит мне. Таково наше отношение: «Бог, служи мне». А если Бог не хочет служить нам так, как нам хочется, то нас это не устраивает, как ребёнка, который злится на родителей: «Вот вы какие! Не даёте мне, что я хотел!» Что это за отношение? Очень странное отношение. Потому что его научили неправильно. Мы можем думать, что не имеет значения, как мы растим своих детей. Но, на самом деле, это очень важно. Сознание у ребёнка развивается с самого-самого начала. И потом оно только расширяется – и плохое и хорошее – оно становится больше и больше.

Таким образом, все эти учения связаны между собой.

«Тот, кто ошибочно считает живое существо тождественным Господу, пребывает во тьме невежества и не способен заниматься преданным служением Господу. Он сам пытается стать Богом и таким образом обрекает себя на бесконечное вращение в круговороте рождения и смерти».

Очень ясно. Тот, кто думает, что он – Господь, остаётся в колесе рождений и смертей.

«Тот же, кто понял, что его предназначение — служить Господу, встаёт на путь преданного служения Господу и достигает Вайкунтхи».

Даже материалист, который воспитан в настроении слуги, в очень благоприятном положении. Его сознание – служить семье, служить своей стране, служить нации, человечеству – может поменяться на сознание служения Кришне. То же сознание, но теперь это – совершенство, объектом служения стал Кришна. И такой человек очень легко становится квалифицированным, чтобы отправиться на Вайкунтху.

Но если кто-то думает, что он – господин, то он никогда этого не добьётся. Даже если он приходит к сознанию Кришны, он думает, что Кришна должен ему служить: «Я повторяю Харе Кришна – я должен быть счастливым. Почему же я несчастлив? Я ничего с этого не получаю!» Он должен дать мне всё, что мне надо, что я хочу». И такой человек никогда не достигнет правильного отношения, пока не поменяет сознание. Каждый должен поменять сознание. Но когда оно очень установленное, то поменять трудно. Иногда люди говорят:

-Я всегда таким был.

-И что? Это значит, что ты был правильным?

-Ну, если я всегда такой был!

-Очень жаль. Теперь ты должен поменять то, каким ты всегда был.

И это очень трудно. Как говорится: «Трудно научить старую собаку новым трюкам». Если приходит старая собака, то ей трудно. Чем в более молодом возрасте люди начинают, тем лучше.

Очень ясно.

«Служение ради Господа называют карма-йогой или буддхи-йогой, или просто – преданное служение Господу».

Если говорить такие слова, как карма-йога или будхи-йога, – люди не вполне их понимают, и у них могут быть свои определения. Одним говорили одно, другим – другое. Одни читали книгу о карма-йоге, где говорилось одно, а другие читали другое. Про буддхи-йогу вообще никто ничего не знает. Если ясно представлять значение этого, то эти слова совершенны. Но у очень немногих ясное представление.

А если сказать «преданное служение Господу» – это трудно истолковать неправильно. Но, опять же, надо понимать, что такое преданное служение. И когда мы изучаем эту философию, мы получаем точное понимание этого.