Posted by on Гру 16, 2011 in Третья глава | 0 comments

Текст 3.
Верховный Господь сказал: О безгрешный Арджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать своё «Я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.

Это два пути йоги, один – это аналитические размышления, это называется санкхья-йога, где вы предаётесь размышлениям. Это то, где во второй главе Кришна говорил о душе. А другой путь – это карма-йога или действие. И тот и другой путь очищают сознание человека.

«Комментарий Бх. Св.: Во второй главе «Бхагават-Гиты» Господь назвал два метода духовного самопознания: санкхья-йогу и карма-йогу, или буддхи-йогу. Здесь Он рассказывает о них более подробно: санкхья-йогой, аналитическим изучением природы духа и материи, занимаются люди, склонные к размышлениям и стремящиеся познать окружающий мир посредствам чувственного опыта и философских рассуждений».

И некоторые люди такие, им нравится изучать, им нравится философия, анализировать, сравнивать и так далее, они имеют естественную склонность это делать. И их очень привлекает эта санкхья-йога. Ещё раз, вот это описание во второй главе, детальное описание души очень привлекательно для такого рода людей.

«А трансценденталисты второго типа идут путём сознания Кришны, который был описан в шестьдесят первом стихе второй главы».

Они не очень склонны к философии и размышлениям, они хотят работать, что-то сделать для Кришны. Они слышат: «Ты духовная душа», и они говорят: «Хорошо, что я могу сделать? Дайте мне что-то, чтобы я мог делать». Они естественным образом такие, они не собираются сидеть и изучать, анализировать. Два разных типа людей.

«В тридцать девятом стихе второй главы, Господь так же говорил, что, следуя путём буддхи-йоги, или сознания Кришны, человек освобождается от пут действий и их последствий. А в сороковом стихе – что в этом методе нет изъянов».

Действуя, ради Кришны, вы делаете то, что вы делаете, в преданном служении Кришне, и тогда нет кармы, вы не несёте ответственности за ваши действия. Если вы не действуете, ради Кришны, вы действуете ради себя, то вы несёте ответственность за все ваши действия. И они привязывают личность к колесу рождений и смертей. Так что, вот как можно выйти из колеса рождений и смертей, убрать карму, – работая таким образом, который называется буддхи-йога.

«О том же самом, только более определённо, сказано в шестьдесят первом стихе второй главы: заниматься буддхи-йогой – значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну); так человек сможет без труда обуздать свои чувства».

Чувства активны по своей природе, и когда они направлены на наслаждение плодами деятельности, ими невозможно управлять, они всё время ищут наслаждения, удовольствия. Глаза хотят наслаждаться, уши хотят наслаждаться, нос, язык, гениталии, – наслаждаться миром. И они управляют душой, они управляют нами. Но когда они заняты служением Кришне: « Ты хочешь смотреть? Хорошо, смотри на форму Кришны или используй это зрение, что бы каким-то образом служить Кришне». Ты можешь вести машину, и тебе нужно смотреть, когда ты ведёшь машину. Но если ты ведёшь эту машину в служении Кришне, тогда твои глаза заняты в служении Кришне. То же самое с ушами, что ты хочешь слушать, и так далее. Все чувства, если они заняты в служении Кришне, теперь обузданы

.

Когда мы ехали сюда из аэропорта, мы проезжали мимо военную базу. И там солдаты тренировались, они маршировали. Кто-то ими командовал, одна группа маршировала, другая стояла, другая поворачивалась, ими управлял командир. И, скажем так, они это делали для своей страны, так что, их деятельность была занята в служении их стране. «Мы делаем это для России», здорово, хорошо. Но через дорогу, если бы там была детская площадка, если бы дети там всюду бегали и прыгали, качались на качелях и кидали мячик, без какого либо руководства, просто делали это для своего удовольствия, просто хорошо проводили время, они не делали это ни для кого другого, кроме как для себя, – и это полностью отличается. И те и другие используют свои руки, ноги, свой мозг, все свои чувства, свои глаза, но одни используют это для одной цели, а другие для другой. И если взять этот пример и посмотреть на это с точки зрения кармы, то эти солдаты не получали бы карму, потому что они служили родине и не делали это для себя, а эти дети делали это ни для кого другого, как только для себя и поэтому полностью имели бы за это карму. Это не совершенный пример, но всё-таки. Преданный Бога делает то, что он делает для Кришны.

«В сущности оба эти метода йоги взаимозависимы, подобно тому, как зависят друг от друга религия и философия. Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты, и даже фанатизм, философия без религии остается на уровне умозрительных рассуждений».