Текст 3.
Верховный Господь сказал: О безгрешный Арджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать своё «Я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.
Продолжение:
«В тридцать девятом стихе второй главы Господь так же говорил, что, следуя, путем буддхи-йоги
, или сознания Кришны человек освобождается от пут действий и их последствий, а в сороковом стихе – что в этом методе нет изъянов. О том же самом, только более определённо, сказано в шестьдесят первом стихе второй главы: заниматься буддхи-йогой
– значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну); так человек сможет без труда обуздать свои чувства. В сущности, оба эти метода йоги взаимозависимы, подобно тому, как зависят друг от друга религия и философия. Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений».
Это важно понимать – религия, лишенная философской основы, превращается в сантименты и ведёт к фанатизму. В мире есть очень много религиозных фанатиков, у них есть эти сантименты, но у них нет философии, поэтому они действуют, полагаясь на эмоции. Они очень склонны к тому чтобы обращать людей: «Вы должны присоединиться к нашей религии, иначе не будете спасены!» У них нет понимания философии, и это причиняет множество проблем. И обычно это то, что люди видят, они видят очень религиозного человека и, как правило, это много сантиментов, эмоций и нет философии. И вы обнаружите, что все экстремисты относятся к этой категории. Фанатизм – это религия без философии. Нет понимания, что Кришна каждому даёт свободу воли выбирать: быть атеистом, следовать христианству, мусульманству или делать что угодно. Но у них нет этого понимания.
А с другой стороны есть те, у кого есть философия, но нет религии, нет сентиментов, нет чувств, они просто сухие философы, они просто философствуют. Там так же нет вкуса.
Поэтому и в том и в другом случае это не полно, должно быть и то и другое, религия вместе с философией. Посмотрите на совершенный пример – Господь Чайтанья, он был полностью наполнен религиозными чувствами, и при том, у него было наиболее высокое возможное философское понимание. Поэтому всё, что он делал, было совершенно. И духовный учитель находится на таком уровне, у него есть это совершенное сочетание философии и религии.
«Высшей целью всех трансценденталистов является Кришна. Философы, которые искренне и серьёзно ищут Абсолютную Истину, в конечном счете, тоже приходят к сознанию Кришны».
Обратите внимание, что здесь сказано: «те философы, которые искренне и серьёзно ищут Абсолютную Истину». Не многие философы такие, они удовлетворены философией. Посмотрите на всех этих великих философов в истории, которые сегодня известны. Они никогда не пришли к Кришне, потому что они не искали искренне Абсолютную Истину. Так что, не каждый философ этого достигает.
«Об этом сказано в «Бхагавад-гите» (7.19). Цель самосознания – понять истинное положение души в её отношениях со Сверхдушой. Путь, которым идут философы-гьяни
, обходной: он тоже может привести человека к сознанию Кришны, но не сразу, а спустя много времени, тогда как другой метод – это непосредственная практика сознания Кришны».
И зачем вообще беспокоиться об этих обходных путях, если можно идти прямо. Этим обходным путём можно потратить не одну жизнь. И большинство людей так и делают. И, может быть, мы сами занимались этим в прошлом. Но как только мы приходим в соприкосновение с прямым процессом – он настолько проще и настолько яснее. Это точно так же как: «Зачем ехать из Хабаровска во Владивосток через Москву». Можно так сделать, но зачем, каков смысл? Вы просто едете туда, прямо. Так просто и ясно. Это то преимущество, которое у нас есть. Когда вы встречаете преданного Кришны, он не водит вас обходными путями, он ведёт вас прямо к Кришне непосредственно. И это исключает все измышления, нет никаких измышлений.
И это ещё одно прекрасное по поводу нашего процесса, что здесь нет никаких измышлений. И если мы пытаемся привести сюда какие-то собственные сочинения, то мы нарушаем процесс. Послание такое: «Ничего не придумывать». И ответ очень простой: «Ничего не придумывать». Мы должны быть очень осторожны в том, чтобы ничего не придумывать: «я думаю так». Для этого нет места в нашем учении. Если вы не знаете, то не знаете. Очень просто: «Я не знаю». Вы не придумываете. Кто-то спрашивает вас вопрос, вы не знаете, вы просто говорите: «Я не знаю». Я знаю, что ответ есть, но я не знаю этого ответа. Но зачастую, люди для того чтобы хорошо выглядеть, они не знают, но что-то говорят. Я слышал всевозможные вещи, которые говорят преданные, которые полностью придуманы или они повторяют то, что придумал кто-то другой. И я спрашивал: «Откуда ты это взял? Где ты это услышал? Где ты это прочитал?» Конечно, они это никогда не помнят: «Я не помню». Всегда так.
Так что у нас совершенный процесс. Вы просто слушаете Абсолютную Истину, которая приходит по совершенной цепи ученической преемственности от авторитетного священного писания. И вы повторяете её, и всё.
«Из этих двух методов лучшим является метод сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств посредством философских размышлений. Метод сознания Кришны сам по себе очищает от материальной скверны. Будучи непосредственным служением Господу, он одновременно прост и возвышен».
Прост и возвышен, он самый простой и самый возвышенный. Возможно, нам так не кажется, нам кажется, что это непросто. Но по сравнению со всеми другими процессами для достижения абсолютного совершенства – это самый простой процесс.
Нам нужно понимать, чего мы здесь пытаемся достичь. Абсолютного совершенства жизни – вот чего мы пытаемся достичь. Не заблуждайтесь по поводу этого – вот то, чего мы пытаемся достичь. И, очевидно, что это нелегко. У нас бессчетное количество жизней загрязнения, поэтому очевидно, это нелегко. Но по сравнению с любым другим процессом, он настолько прост.
Так что, это единственный рекомендованный процесс. И в этот век, это вообще, в любом случае, единственный процесс из всех. Нет другого процесса, нет другого способа. И даже в нашем процессе, единственный способ, это воспевание имён Кришны. Господь Чайтанья пришёл, не для того что бы установить поклонения божествам, он пришёл для того чтобы восстановить воспевание святых имён. Это то, что он делал. Поклонялся он божествам? Да. Он каждый день навещал Господа Джаганатху. Когда он путешествовал по Южной Индии и всю дорогу до Вриндавана, он всегда посещал храмы, но это не было его основным видом деятельности. И поклонение божествам так же должно включать воспевание, совместное воспевание. Можно сказать не совместное воспевание, но воспевание. Потому что вы можете поклоняться божеству в одиночестве. Но поклонение божеству без воспевания, на самом деле, не является поклонению божеству.
Так что, нам не нужно ни коем образом отклоняться. Некоторые люди любят изучать священные писания, потому что они в уме философы. Им больше нравится изучать священные писания, чем воспевать. И, опять же, это личный выбор, личная свобода каждого, но это не рекомендовано. Так что, в какой-то момент нам нужно оставить то, что нравится нам и принять то, то рекомендует Господь Чайтанья. Поэтому у нас не должно быть недопонимания этого.