Текст 8
«Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие».
Возможно, вы помните, что это разговор между Кришной и Арджуной. Арджуна хотел прекратить исполнение своего долга. Его долг был в том, чтобы действовать как кшатрий. Его долг в тот момент был в том, чтобы вести всю эту битву.
Всё зависело от его решения, поэтому он чувствовал сильное давление. Он не был просто солдатом в запасе: если генерал скажет сражаться, то будем сражаться, а если не скажет, то не будем. Он сам был генералом. Он был тем, кто принимал решение, и он чувствовал ответственность. И он уже принял решение: «Я не буду сражаться. Я оставлю предписанную мне обязанность и уйду в лес», – и всё такое.
И Кришна говорит относительно этой конкретной ситуации. Но, конечно, это применимо ко всем нам. Если мы не можем читать Бхагавад-гиту и применять то, что там сказано, к своей личной ситуации, то мы ничего не понимаем.
Для большинства людей Бхагавад-гита – это просто история: «Вот история, которая произошла давным-давно». Но это не история. Это действительно наставления человечеству. Иисус тоже говорил метафорами. Он рассказывал истории, приводил примеры, которые люди могли понять. Но это не были просто истории, это было учение о том, что люди могли делать в своей жизни.
Поэтому Бхагавад-гита – это не просто история. В ней Кришна объясняет нам, как жить. Поэтому Он говорит здесь Арджуне: «Выполняй предписанные обязанности. Лучше действовать, чем бездействовать».
«Не работая, человек не может удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела».
У физического тела есть разные потребности, и Кришна говорит: «Ты не сможешь даже поддерживать своё тело, если не будешь работать». Конечно псевдо-йоги, которые занимаются медитацией, хотят поддерживать своё тело, не работая при этом. Но в системе варнашрамы (ведической системе общества) работали все.
Работа санньяси была в том, чтобы просвещать других людей, а не просто сидеть и делать шоу из медитации. Можно посмотреть на жизнь великих санньяси, например, на госвами. Госвами были полностью отречёнными. Их восхваляют за полную отречённость. Их прославляют, потому что они полностью отречённые. Но не в этом была их слава. Посмотрите на то, что они сделали.
Они отправились во Вриндаван, потому что так им сказал Господь Чайтанья, они следовали Его воле, Его желанию. Он также сказал им, что нужно сделать, когда они туда придут. Он сказал им восстановить все утерянные места паломничества, где Кришна проводил Свои развлечения. И они это сделали.
А что они ещё сделали? Они основали храмы: храм Маданы-Моханы, храм Говиндаджи, храм Радха-Раманы – невероятные храмы. Они это сделали. Они были отречены, они были величайшие санньяси, но они не сидели просто так. Они написали тома книг. Мы изучаем работы Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Дживы Госвами, Рагхунатха даса Госвами. Они написали много книг, передавая знание, которое они получили от Господа Чайтаньи. Они были отречёнными преданными Господа и при этом были очень-очень деятельны. Но кто следует их примеру? Эти притворщики? Нет, они не следуют.
Так что, в этом разница между теми, кто действует искренне, и теми, кто просто обманывает других людей.
Комментарий Бх. Св.: «Многие йоги-шарлатаны, выдающие себя за потомков благородных семейств, а также искусные профессиональные чтецы священных писаний, лживо заявляют, что пожертвовали всем ради духовной жизни».
Есть люди, которые говорят, что они из семьи госвами, имея в виду, что они потомки одного из госвами. Возможно это так и есть. Но они используют это для своей пользы: «Это делает нас особенными. Это даёт нам определённое положение».
Есть и другие люди. Они оставляют своё богатсво и затем используют это, чтобы доказать насколько они отречённые: «Посмотри на меня. Я такой отречённый. Я был богат и всё это оставил. Я великий духовный человек». Это неискреннее.
«Господь Кришна не хотел, чтобы Арджуна становился одним из таких притворщиков. Он предпочитал, чтобы Арджуна исполнил свой долг воина-кшатрия. Арджуна был семейным человеком и военачальником, поэтому ему лучше было оставаться на своём месте и выполнять религиозные обязанности кшатрия и грихастхи».
Это было тем, что он должен был делать, а он решил сделать по-другому.
«Такая деятельность постепенно очищает сердце человека, живущего в миру, от материальной скверны».
Имеется в виду, что он остаётся семейным человеком, остаётся военачальником и использует это для служения Кришне.
«Ни Сам Господь и ни одно из священных писаний не поощряют тех, кто делает вид, будто отрёкся от мира, чтобы таким образом добывать средства к существованию.
В конце концов, каждый, чтобы поддержать душу в теле, должен выполнять какую-нибудь работу. Никому не следует оставлять работу преждевременно, не очистившись от материальных желаний.
В материальном мире каждый осквернён желанием господствовать над материальной природой, или, иначе говоря, наслаждаться жизнью посредством своих чувств».
У нас есть эта склонность, поэтому мы и пришли сюда. Любой в материальном мире таков. Это то, что привело нас сюда. Поэтому мы не должны думать: «Я не такой человек». Каждый таков. Это то, почему мы здесь. Факт того, что мы находимся здесь, доказывает это.
«Поэтому человек должен избавиться от этого желания, выполняя предписанные шастрами обязанности».
Чтобы это сделать, мы должны применять очищающий процесс. Это не уйдёт само собой. Это не исчезнет просто так. Мы не можем подумать об этом и с помощью мысли это убрать. Это должно быть очищено преданным служением Господу. Вот почему, если мы очень неохотно занимаемся преданным служением Господу, мы не получим многого.
Многие люди, которые каким-то образом соприкасаются с этим процессом, очень неохотно что-либо делают. Они не хотят действительно серьёзно заниматься. Они хотят стоять в стороне и делать что-то иногда, когда им удобно: «Ну, я буду ходить раз в неделю или раз в месяц на киртаны. Я буду немножко причастен».
Возможно, они делают что-то, потому что они решили: «Хорошо, я буду это делать», – а может быть и не делают. Или они делают это нерегулярно. Очевидно, что они не против процесса, они не против Кришны, но в то же время они не очень связаны, они не очень сильно участвуют, чтобы быть полностью этим занятыми.
Не так, что из-за этого на них нужно смотреть сверху вниз. Но дело в том, что они не получат много, потому что они не отдают много. Ты получаешь в соответствии с тем, что ты отдаёшь. Если ты ничего не отдаёшь, то ты ничего не получаешь. Всё очень просто. Чем больше ты отдаёшь, тем больше ты получаешь. Если мы будем: «Нууу… я не хочу это делать…» – и так далее, то не достигнем многого.
Конечно, это выбор каждого человека, и не нужно критиковать таких людей. У них есть свобода это делать. Но реальность такова, что они не получат очень много. Такова реальность, так это происходит.
Итак, следует очиститься от желания господствовать над материальной природой.
«Тот, кто не сделал этого…»
Имеется в виду, не избавился от материальных желаний под руководством предписанных правил.
«…не должен оставлять работу и пытаться стать йогом, иначе он будет просто обманывать людей, живя за чужой счёт».
Естественно, тебе будет нечего дать людям, а значит ты не должен вести себя таким образом, что ты берёшь от них что-то, используя своё так называемое положение, ради своей материальной выгоды.
Я думаю, что всё это для вас понятно. Это очень простой вопрос для понимания. На самом деле, всю эту философию очень легко понять. Возможно, человеку нелегко этому следовать, если он не хочет, но саму философию понять легко.