Итак, мы продолжаем читать Бхагавад-гиту. Глава 3, стих 9. Обсуждается вопрос: работать или не работать? Быть активным или не быть активным? Есть два мнения: одни говорят одно, другие – другое. Но здесь, в третьей главе, Кришна очень ясно объясняет, что лучше и что есть что. Он продолжает:
Текст 9
«Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну (Кришне), иначе они приковывают человека к материальному миру».
До этого Кришна говорил: «Все должны работать». Если ты работаешь, не посвящая свою работу Вишну, это приковывает тебя к материальному миру. Таков закон кармы. Это очень ясно: если ты действуешь независимо от Вишну, твои действия приковывают тебя к материальному миру. Даже если ты делаешь только хорошие дела и создаёшь хорошую карму, она всё равно привязывает тебя к материальному миру.
Многие люди не могут этого понять и думают: «Если я буду делать добрые дела, буду хорошим человеком, не буду причинять никому вреда, то это благо». Все понимают, что плохие дела – это плохо. Не все, конечно, но большинство. Хотя многие люди не заботятся об этом. Но те, кто это понимает, стараются делать хорошее и не делать плохого. И когда им говоришь, что хорошие дела – это тоже плохо, они очень удивляются и не понимают. Плохо – имеется в виду плохо для духовной души, потому что это заставляет её оставаться в материальном мире.
Таким образом, человек должен работать – Кришна уже сказал об этом. И те, кто искусственно отрекаются от мира, также создают плохую карму. На самом деле, они создают довольно тяжёлую карму, потому что они обманывают людей. Так что, это далеко не хорошее дело, хотя кто-то может думать, что это круто.
Так что, знание – очень редкая ценность. Не очень много людей обладает знанием. Люди знают что-то, но у них нет истинного понимания.
Итак, здесь Кришна ясно даёт понять: если ты выполняешь работу, посвящая её Вишну, то есть Ему, тогда она не привязывает тебя к материальному миру. А если действуешь иначе, то привязывает.
«Поэтому, о сын Кунти, выполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства».
Мы много раз уже говорили, что долг Арджуны был в том, чтобы сражаться. Но если он будет делать это не ради удовлетворения Вишну, то эта деятельность будет материальной. Даже если на то есть должная причина, это всё равно остаётся материальной деятельностью. Так что, предписанные обязанности – это хорошо, но если они совершаются не ради Вишну, они по-прежнему остаются материальной деятельностью.
«Поэтому, о сын Кунти, выполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства».
Привязанность возникает, когда мы делаем что-то для себя. Но если кто-то делает что-то для Вишну (Кришны) – это совершенно другое дело.
Так что, если мы обнаруживаем, что привязаны к какой-либо материальной ситуации, какой бы она ни была, то можем понять, что связь с этим, участие в этом – это материальная деятельность. Чем больше я привязан, тем больше это указывает на то, что это материальная деятельность.
Так что, если человек действует ради удовлетворения Вишну, то он свободен от материального рабства, он не привязан к материальному миру. И конечно, он не будет привязан к тому, что он делает. Человек может быть очень сильно задействованным в служении Кришне, не будучи привязанным к тому, что делает.
Естественно, для того чтобы Арджуна должным образом сражался в битве на Курукшетре, он должен был полностью погрузиться в неё. Это должно было стать всей его жизнью. Он не мог быть таким: «Нуу…эээ…». Он должен был быть очень сосредоточенным, сконцентрированным. Но он не был привязан.
Так что, человек может быть очень активным в своём служении Кришне, какое бы оно ни было. Муж и жена могут быть очень сильно вовлечены в семейную жизнь. Но если это делается без привязанности, тогда это делается правильно. И то же самое с бизнесом. Человек может быть очень сильно занят в бизнесе и быть к нему непривязанным. Но это только в случае, если он действительно делает это для Кришны.
Это не значит, что человек просто беззаботный и делает всё тяп-ляп. «Ой, я не хочу привязываться, я не хочу слишком сильно в это влезать. Я буду делать всё как попало» – это оправдание. Здесь нет понимания. Но если вы рассмотрите действия Арджуны, то поймёте, как должно быть. Здесь требуется очень глубокое понимание. И у Арджуны оно было.