Posted by on Лют 12, 2011 in Вторая глава | 0 comments

Текст 15
«О лучший из людей Арджуна, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остаётся спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения».

Комментарий Бх. Св.: «Каждый, кто непоколебим в своей решимости достичь высшей ступени духовного самопознания и не теряет спокойствия ни в счастье, ни в горе, несомненно, достоин освобождения».

То, что мы можем заметить в себе, – это то, что мы не непоколебимы в своей решимости. Даже если у нас есть решимость, она неустойчива. Она усиливается и ослабевает. То есть решимость, то нет решимости. Кто-нибудь это замечал? «Я это сделаю! Сделаю! Да-да-да…» (изображает звук падения). Это потому что на нас влияет материальная природа. Материальная природа неустойчива, не так ли? В материальной природе нет постоянства и устойчивости. Вот почему Кришна сравнивает это с погодой. Погода неустойчивая: сначала одна, потом другая, то вверх, то вниз. И мы так же. Так что, мы не можем ожидать слишком большого продвижения до тех пор, пока не станем устойчивыми.

Я уверен, что следующий вопрос, который кто-то может задать, это: «Как достичь этой устойчивости?» Ответ: быть постоянным в практике садхана-бхакти. Многие не понимают важности того, чтобы быть очень постоянными в практике садхана-бхакти. Я думаю, что почти все согласятся, что это важно. Но очень немногие понимают, насколько важны упорядоченность и постоянство.

Необходимо быть непоколебимым в своей решимости, чтобы достичь высшей ступени духовного самопознания. И если мы устойчивы, то мы можем выдержать все эти счастья и несчастья гораздо легче. Возможно, вы заметили, что чем больше вы не упорядочены в практике садхана-бхакти, тем больше вас беспокоят разные мелочи. Всё начинает раздражать, возбуждать. Но чем более вы становитесь устойчивыми, постоянными в своей духовной практике, тем больше вы замечаете, что эти мелочи на вас уже практически не влияют, вы их даже не замечаете. И так далее. Это всё действует совместно.

«Четвёртая ступень в системе варнашрамы – санньяса (жизнь в отречении от мира) – сопряжена со многими трудностями и неудобствами. Однако тот, кто твёрдо решил достичь совершенства, обязательно примет санньясу, не пугаясь трудностей.

Но тот, кто преодолеет эти трудности, непременно достигнет цели духовного пути – осознает свою духовную природу. Подобно этому, Кришна советует Арджуне исполнять долг кшатрия и не отступать, несмотря на то, что сражаться с родными и близкими, разумеется, очень трудно.

Ради высшей цели Господь Чайтанья принял санньясу и неукоснительно исполнял свои новые, более высокие обязанности. Таков путь к освобождению от материального рабства».

Нам даётся совет следовать по стопам ачарьев, но не подражать им. Кто-то может подумать: «Мне нужно принять санньясу. Господь Чайтанья это делал. И Он сделал это в 24 года, а мне уже 25. Я уже опоздал. Я должен сделать это сейчас». Нет. Нужно понимать правильно: когда вы серьёзны в исполнении своих обязанностей, а наши обязанности – следовать процессу садхана-бхакти и выполнять наставления, то это, в сущности, всё. Я имею в виду, это – наша обязанность. Нам не нужно придумывать какую-то философию. Наша обязанность очень понятна. Здесь нет ничего трудного. И если человек искренен, то он будет это делать, а если нет – то нет. Или он будет делать в той степени, насколько он искренен.