Ч.1 Что такое бхакти-йога?
Есть различные системы йоги, но в ведических писаниях, которым мы следуем, говорится, что бхакти-йога – это высочайшая система йоги. Сегодня в мире много людей занято разными йогами, обычно не имея понимания какова их конечная цель. Но, к счастью, мы вступили в соприкосновение с бхакти-йогой, которая передаётся по цепи совершенных учителей (чистых бхакти-йогов). И я вам могу сказать, что каждый учитель знал цель этого процесса.
Если вы спросите: «Какова цель этой бхакти-йоги? Если я достигну совершенства в этом процессе, то что это за совершенство?» То я вам обещаю, что они могут вам ответить на этот вопрос полностью. Совершенство этой жизни зависит от бхакти-йоги.
И «бхакти» значит «преданность». А «йога» – значит «союз с Кришной (Верховная Личность Господа в изначальном проявлении, Всевышний Господь, Верховная Душа)». Так что бхакти-йога – это союз с Кришной в преданности. И, естественно, под этим подразумевается преданность Кришне с любовью. Где есть любовь, там автоматически будет и преданность. Где есть истинная преданность, там автоматически будет любовь – они неотделимы, даже в мирских отношениях этого мира. Когда мы можем увидеть какие-то признаки любви, мы сразу можем увидеть преданность тому, на кого направлена эта любовь, потому что такова истинная природа души – иметь эти абсолютные взаимоотношения любви и преданности с Кришной.
И как достичь этого? Как на самом деле прийти к этому уровню? Потому, что материальный мир это то место, где люди не любят Кришну. В материальном мире мы не практикуем бхакти-йогу. Мы приходим сюда для того, чтобы завести здесь другой «союз» – союз с материей. Понимаете, мы «мирские йоги», или «йоги этого мира». Мы имеем очень-очень близкие взаимоотношения с материальной энергией разными способами. Так что как на самом деле установить эти истинные взаимоотношения любви с Кришной, что является целью жизни? Очевидно – Кришна хочет от нас этого. Он знает, что это всё, что сделает нас счастливыми. Очевидно, что Он устроил то, как этого можно достичь. И этот процесс – это процесс садхана-бхакти.
Ч2. Что такое садхана-бхакти-йога?
Садхана-бхакти – это процесс Кришны, очищение, которое делает возможным, для тех, кто полностью завидует Кришне и настроен против Него, превратиться в тех, кто любит Кришну. Те, чьё сердце наполнено вожделением, очищают своё сердце таким образом, что на его месте появляется любовь к Кришне. Кришна дал нам систему, как мы можем сделать это возможным, как мы можем сделать это реальностью.
Так что есть бхакти-йога, а есть садхана-бхакти-йога. Бхакти-йога – это чистая любовь к Кришне, спонтанное любовное действие из любви к Кришне – это бхакти-йога. Мы не в этом состоянии сейчас, не так ли? Поэтому, у нас есть процесс садхана-бхакти-йоги. «Садхана» – означает практика, так что садхана-бхакти – это преданное служение на практике. Мы практикуем преданность Кришне, как если бы у нас была настоящая преданность Кришне. И практикуя садхана-бхакти, мы очищаемся в сердце, в уме, в разуме. И поэтому этот очищающий процесс приводит нас к истинной бхакти.
Помните, что это система Кришны – поэтому это совершенная система. В ней нет недостатка, нет изъяна, нет слабости, несовершенства. Она работает – Кришна не дал бы нам систему, которая не работает. Можете себе представить: «Делайте это, но это не будет работать». Кришна не обманщик.
Под руководством чистого бхакти-йога (совершенного духовного учителя) у нас есть возможность применить садхана-бхакти. И чем более искренне мы её применяем, тем лучше будет результат. Так что наша жизнь может стать постоянной практикой любви к Кришне. Зависит от нас: мы можем практиковать или нет.
Спортсменам, чтобы достичь успеха в каком бы то ни было спорте, требуется много практики. Были Олимпийские игры и собирались спортсмены со всего мира, чтобы попытаться стать №1. Но заняли ли они первое место или самое последнее, не имеет значения – они все проявили очень искреннюю практику и много работы. Кто-то выиграл, кто-то проиграл, но идея была одна и та же: у них было очень много практики. Так что мы должны понимать, что для того, чтобы превратиться из того, кто любит материю в того, кто любит Кришну, требуется много работы. Это не произойдёт само собой.
Что такое наша жизнь – вот вопрос. И обычно правдивый ответ будет, что: «Моя жизнь – это попытки наслаждаться миром, достигнуть материального успеха тем или иным способом». А Кришна как бы побочная вещь: «Мне, может быть, нравится этим заниматься. А возможно даже, я принимаю философию. Я верю, что это – правда, но это не моя жизнь, моя жизнь очень отличается от этого. Или, может быть, это очень маленькая часть моей жизни». Как бы это ни было – у всех индивидуально. Для некоторых людей это может быть очень большая часть их жизни, но по мере того, как мы продвигаемся вперёд, это всё больше и больше становится нашей жизнью.
Ч.3 Процессы садхана-бхакти
Есть девять процессов преданного служения (садхана-бхакти). И нам рекомендуется следовать этим девяти процессам преданного служения для того, чтобы достичь успеха.
И первый процесс – слушание, слушать эту Абсолютную Истину, слушать трансцендентный звук мантр, слушать наставления духовного учителя, которые являются трансцендентной истиной. Это всё преданное служение. Слушать – это служение Кришне.
Однако есть много разных уровней слушания. Вначале мы слушаем, и мы практикуем слушание. Поэтому нам говорится, когда мы учимся тому, как делать медитацию: «Старайтесь сосредотачиваться на звуке, старайтесь слушать звук». Мы практикуем слушать, что говорит духовный учитель. Практикуем слушать, что говорят священные писания. Практикуем слушать. Так что это первый шаг – мне нужно начинать со слушания. Вы не можете начать с какого-то другого места. Вы не можете начать со второго пункта – воспевания (совместной мантра-медитации). Потому что: что вы будете воспевать, если вы не слышали, даже не знаете, что вам воспевать?
Так что мы слушаем, а затем следующий, второй, номер – это воспевание. И говорится о том, что это самый важный из девяти процессов. Недостаточно если мы слушаем, но не воспеваем.
Скажем, если мы любим кого-то в этом мире – вы все это испытывали… Если вы «любите» кого-то такой любовью – ваше сердце: «Ой!» Вдруг имя того, кого вы любите, начинает очень отличатся от других имён. До этого это было просто ещё одно имя «Сергей»: Сергей, Сергей – тысячи Сергеев. А теперь, если вы влюблены в какого-то конкретного Сергея и когда вы слышите «Сергей», то вы так: «О, Сергей…» И эти чувства знакомы. И вы всё время говорите об этом Сергее: Сергей то, Сергей сё. Пишите «Сергей» у себя в тетрадках, делаете тату «Сергей» на своей руке. Вы не можете остановиться – говорите, говорите. Почему? Потому, что у вас эти чувства. И это имя идёт вместе с этими чувствами. И тот, кто любит Кришну такой же – имя «Кришна» всегда на его устах, потому, что он любит Кришну – это автоматически.
Мы не влюблены в Кришну, не любим Кришну – мы практикуем. Так что мы воспеваем имена Кришны, мы пытаемся говорить о Кришне, слушать о Кришне, принести Кришну в нашу жизнь, в наше сознание. Понимаете? И таким образом постепенно Кришна начинает всё больше и больше присутствовать на нашем языке. Воспевание Имён Кришны становится всё более и более приятным, привлекательным. В садхана-бхакти нам говорится, что мы должны воспевать на чётках маха-мантру, что является именами Кришны: Харе Кришна, Харе Рама. Так что нам говорится: регулярно воспевайте на чётках. И в начале, может быть, нам говорится: «Воспевай немного, сколько можешь». Но потом мне нужно прийти к пониманию, что нужно повторять какое-то достаточно весомое количество кругов каждый день.
Это как спортсмены. Вот, например, пловец, олимпийский пловец. Как вы думаете, он хочет каждый день в 5 утра прыгать в этот бассейн? Я могу заверить, что не хочет, но делает это. Потому, что тренер говорит: «Так, давай». И он хочет достичь цели – стоять на пьедестале и представлять свою страну, и все говорят: «О!» Это его награда. «Я самый лучший». Но суть такая, что у него есть расписание, у него есть регулярное расписание и он следует расписанию. Обычно расписание составляет тренер: «Делай столько заплывов в это время дня. Упражняйся так: столько-то в зале, наращивай те мышцы, которые необходимы для плавания и ешь согласно этому питанию и так далее». Другими словами им руководит учитель по сути дела, и поэтому он достигает успеха. И у него есть энтузиазм это делать. И таким же образом духовный учитель является нашим духовным тренером. И наша победа – это стать теми, кто любит Кришну, доставить удовольствие Кришне.
Так что нам нужно практиковать.
Ч.4 Ранний подъём помогает в духовной практике
Кришна устроил материальный мир определённым образом. И одна из составляющих того, как Он устроил, – это то, что в ранние часы утром присутствует определённая энергия. В этот момент находится определённое качество, определённое влияние, которое делает так, что это практиковать легче, вам легче делать вашу духовную практику. Эта энергия, это влияние подталкивает вас, делает это лёгким, ум более спокоен, и может быть больше вдохновения. И кроме всего прочего Кришна говорит: «Если ты будешь делать свои круги (воспевать на чётках) в это время дня, Я устраиваю так, что ты будешь получать больше духовной пользы, чем, если ты будешь это делать в любое другое время дня». Так что вы получаете больше пользы от того, что вы делаете абсолютно то же самое в это время, чем в какое-то другое время.
Вот почему часть учения садхана-бхакти – это вставать рано утром, освежаться с помощью душа или, по крайней мере, умыть лицо и устроить так, чтобы у вас была возможность воспевать на чётках. Это то, как человек может начать свой день, если он практикует садхана-бхакти. И это оказывает огромное влияние, это требует усилия. Возможно, вам придётся вставать раньше, чем обычно вы делаете. Я вам могу гарантировать, обычно люди не встают очень рано. Но интересно: люди зачастую встают очень рано, чтобы пойти на работу. Почему? Потому, что начальник говорит: «Если тебя здесь не будет в 6 или 7, у тебя не будет работы». И если у тебя не будет этой работы, то ты не получишь денег и так далее. Так что ты жертвуешь своим желанием, ради, скажем, более «высокой» цели. Это не более высокая цель, но цель, которая, допустим, необходима.
Ради нашей материальной ситуации мы готовы пожертвовать многим. Но когда дело доходит до духовной стороны, то мы вообще не хотим ничем жертвовать. В субботу, когда вам не нужно идти на работу, или в воскресенье, или когда… вы не встаёте – вы спите, потому, что никто не заставляет вас это делать. Опять же, садхана-бхакти требует определённого усилия, определённого желания, определённой решимости. Однако награда: вы не можете даже оценить насколько большая награда. Награда – это жизнь. Вы просыпаетесь, и вы воспеваете и так далее. И это очень важная часть садхана-бхакти.
И постепенно это раннее время становится всё более и более приятным – это уникальное доказательство тому, что духовная жизнь нематериальна. В материальной жизни, чем больше вы что-то делаете, тем менее привлекательным это становится. Так что, спортсмены… Мы, например, приводили пример с пловцом: когда он уже не в состоянии соревноваться, он больше не продолжает этим заниматься. Допустим, он уже слишком старый, он уже не может больше соревноваться. Он уже выходит из команды, так что он больше не практикует. Для бхакти-йога – он продолжает практику со всё более увеличивающимся энтузиазмом до смерти, до тех пор, пока не оставит своё тело, и он продолжает и после этого, но это уже другая тема. Потому, что это становится его жизнью – это всё более и более привлекательно. И духовная жизнь такая.
Ч.5 Регулярная практика помогает в духовном совершенствовании
Не судите о том, что вы получите в духовной жизни по тому, что вы испытываете в начале. Люди часто говорят: «Ой, я попробовал это, но ничего особенного не почувствовал» или «Ну было нормально…» Это говорят люди, которые никогда не вкусили сладости духовной любви, поэтому они упустили это. И они идут и начинают искать то, чего они ищут в каком-то другом месте.
Мы слушаем истину, которая идёт от Кришны и нашего духовного учителя – они знают, мы не знаем. Мы думаем, что мы знаем, но мы не знаем. Мы хотим быть сами теми, кто решает: «Я думаю, что это будет хорошо» или «Я думаю, что это будет нехорошо», «Мне нравится это или мне не нравится это». Конечно, нам не нравится, потому, что мы полностью загрязнены, мы очень далеко. Это влечение сердца, которое очень нечистое. Поэтому обычно то, чего мы ищем – это стимуляция чувств, потому, что это единственное счастье, которое нам известно.
Но учители говорят нам о том, что мы должны практиковать садхана-бхакти постоянно при всевозможных разных условиях. Садхана-бхакти также включает в себя практиковать не делать то, что ненужно. Мы практикуем то, что нужно делать, а также практикуем не делать.
Есть одна серьёзная деятельность, которая хороша для нас в том, чтобы мы развивали наши духовные взаимоотношения с Кришной. Я не очень далеко ушёл, но это: слушание, воспевание, памятование Кришны, памятование философии, памятование киртана (мантра-медитации), памятование мантр, памятование о том, кто я. Я – духовная душа, не это материальное тело. Помнить о том, в чём моя истинная сущность, что я – вечный слуга Кришны. Помнить, что в моих самых лучших интересах. Помнить всё это – это преданное служение.
Так что мы практикуем это, практикуем памятование. И мы устраиваем встречи, которые помогают нам помнить. Мы вешаем изображение Кришны у себя дома – это помогает помнить Кришну, много всего мы делаем непосредственно для того, чтобы помочь нам помнить Кришну. Когда вы любите Кришну, вы никогда не забываете. Когда вы любите Кришну, вы не можете забыть Кришну. Вы не можете забыть, что вы можете сделать для Кришны. Вы не можете забыть воспевать Имена Кришны. Потому что это спонтанно. Но в нашей практике мы находимся не на таком уровне. Так что у нас есть регулярное расписание, отрегулированная ситуация, чтобы помогать нам и так далее.
Ч.6 Что такое практическое служение и в чём его сила
Практическое служение также очень важно. В садхана-бхакти практическое служение очень важно. Практическое служение – значит выполнять какие-то практические вещи в служении Кришне. Так что, например, у нас много встреч, публичных лекций и так далее, разной деятельности, чтобы у людей была возможность прийти и воспевать и слушать, чтобы мы могли познакомить их с Кришной и так далее. И это требует много практической работы, чтобы это произошло. Нужно рекламировать это, перед тем как рекламировать, нужно спланировать – всё практично. Это не просто кто-то приходит и говорит. Столько всего вокруг этого, и это требует много работы.
Так что в моей практике садхана-бхакти я могу добровольно сделать себя доступным, чтобы делать: «Я хочу помочь, что я могу сделать?» У всех есть какая-то энергия, какие-то навыки, чтобы ни было, и вы можете использовать это для Кришны. Если я начну участвовать – это совершенно другой уровень. Я начну чувствовать вдохновение, энтузиазм. Это бхакти-йога – нет ничего другого, вот оно.
И это так и есть, это правда, это Кришна. Кришна делает так, что я начинаю чувствовать Его. То, что я получаю – это то, что даёт мне Кришна. Кришна даёт больше или даёт меньше в соответствии с моими действиями. И то, что я получаю, на самом деле зависит от меня. Понимаете? Кришна говорит: «До какой степени человек предаётся Мне, до той степени Я награждаю его».
Практическое служение очень важно. Но мы довольно ленивы духовно. Когда дело доходит до духовной жизни, мы очень ленивы. Мы, может быть, очень-очень энтузиастичны и активны с материальной точки зрения, но в духовном смысле мы очень ленивы. И поэтому, как в материальном мире ленивый человек далеко не уходит, так же… Так что это практическое преданное служение.
Наконец, дружить с Кришной – следующая составляющая. И, наконец, последнее, конечное совершенство – это когда человек всё отдаёт Кришне. Теперь Кришна – это его жизнь. Мы можем практиковать до этих последних двух. Мы можем практиковать слушание и воспевание, предложение, поклонение, практическое служение и так далее. Но на самом деле мы не можем практиковать быть другом с Кришной и отдать всё Кришне – это приходит на очень зрелой стадии развития. Но практика приводит нас на эти стадии. Так что, очевидно, что садхана-бхакти очень ценна и очень важна для нашей жизни. Мы говорим о жизни, мы говорим об истинном счастье и истинном удовольствии.
Ч.7 Чего следует избегать, чтобы продвинуться в садхана-бхакти
Так что то, с чего я начал разговор. Есть то, что мы делаем – мы практикуем то, что мы делаем. И есть то, что мы не практикуем, не делаем, потому, что эта деятельность уводит нас от Кришны, уводит от цели – это препятствие на пути. Так что часть садхана-бхакти – это правила «что делать» и «что не делать».
И часто люди обижаются на то, что не следует делать. Другими словами, очень бунтуют и говорят: «Не говори мне что делать. Не говори мне». С таким бунтарским отношением мы говорим Кришне: «Эй, не говори мне что делать». И это именно то, почему мы находимся в материальном мире, – это наше отношение: «Кришна, не говори мне что делать. Я – тот, кто будет решать, я делаю, что хочу». И, конечно, у нас есть свобода, но плод этого несладок – он горький. Он держит меня в материальном мире, держит меня в колесе рождений и смерти. Так что моя бунтарская высокомерная природа не служит моим лучшим интересам, я очень сильно из-за этого страдаю, но при этом я защищаю её, как будто это самый ценный бриллиант. У нас всё очень перевёрнуто в нашем понимании.
И есть много того, что мне нужно делать. Но есть четыре основных вида деятельности в садхана-бхакти, или давайте скажем по-другому… Есть четыре основных вида деятельности, для которых на самом деле нет места в садхана-бхакти. И мы должны практиковать не делать это, если мы хотим быть успешными, и это следующие действия: первое – это есть мясо, рыбу, яйца. То, что мы едим, очень-очень важно, и это играет огромную роль в нашей духовной жизни. Мы говорим о духовной жизни, мы не говорим о материальной жизни, хотя и на неё это оказывает большое влияние. Но когда мы едим мясо, рыбу, яйца – это очень разрушающая деятельность для духовной души, это очень большое препятствие. Это не даст мне возможности пойти далеко в моём понимании более высокой духовной истины. Это сделает так, что мои взаимоотношения с Кришной будут очень отдалёнными. Это будет очень отрицательно влиять на моё сознание. И поэтому для этого нет места в духовной жизни.
Так что правило садхана-бхакти – не делать этого. Это помещает меня в гуну невежества. Гуна невежества – это гуна тьмы. Это как меня покрывает тёмное одеяло. Как вы можете увидеть солнце, свет, если вы покрыты тёмным одеялом? Правило – не делать этого для нашего блага. Речь идёт не о том, что у нас забирают удовольствие, а о том, что нам пытаются дать истинное удовольствие. И многим людям немного сложно с этим. Но по мере того, как они понимают больше, и всё больше происходит очищения, это становится всё более и более лёгким. И они развивают сильное желание следовать этому. Я на самом деле не видел никого, кто бы потерпел неудачу из тех, кто применял процесс в этой части. Так что мы не едим мясо, рыбу, яйца.
Дальше – азартные игры. Азартные игры относятся к гуне страсти. Они помещают наше сознание всё время туда, где ему не нужно быть, – выиграть деньги. Это нехорошо для духовной жизни. Это заставляет нас быть очень погружённым и привязанным к материальной ситуации – гуна страсти очень возбуждает. Так что один из запретов; не делать это. Это нехорошо, это мешает духовной жизни, и мы не делаем это.
И интоксикация. Веды учат тому, что мы не применяем интоксикаций, одурманивающих средств – это гуна невежества, она покрывает наше сознание и уводит нас от цели. Это большое препятствие. Так что не делайте этого. Наркотики, алкоголь, стимулирующие вещества всех видов, включая кофеин и так далее. Не делайте этого – это ради духовной цели. И, конечно, это также очень разрушает на материальном уровне и с точки зрения ментальной ситуации в целом. Для нашего блага и блага всех вокруг – мы говорим про духовный уровень – держитесь подальше от этого.
А затем, наконец, недозволенный секс. Вожделение присутствует во многих аспектах, но сексуальная жизнь – это один из аспектов, где оно наиболее выражено. И Кришна очень ясно описывает в Бхагавад-гите , что вожделение – это греховный, всепожирающий враг этого мира. Так что правило – не делать этого.
Недозволенный секс описывается как секс вне брака. Так что оставьте это. Ведическое общество было обществом, которое было устроено таким образом, что вся эта тема была минимизирована вообще, полностью, настолько, насколько возможно. Потому что ведическое общество было обществом, которое возвышало людей, которое поднимало их на всё более и более высокий уровень духовного сознания. А теперь мир полностью противоположен этому. Эта тема и эта деятельность – та, которая наиболее пропагандируется среди всех других тем и деятельности. И поэтому это полностью возбуждает. И поэтому человек не делает этого, когда приходит к садхана-бхакти и потом в конечном итоге к бхакти.
Ч.8 В процессе бхакти-йоги мы становимся свободными
Вы делаете то, что можете – это всё очень практично. Вы делаете усилия. Будете вы совершенным? Нет. Но пытаетесь ли вы? Да. Вы устраиваете свою жизнь так, чтобы свести к минимуму это влияние. Вы не ходите в бары, не крутитесь там вместе с выпивающими. Не идёте туда, где курят наркотики. Вы не ходите на вечеринки, где всё вокруг сосредоточено вокруг недозволенного секса и одурманивающих средств. Вы устраиваете свою жизнь таким образом, чтобы это было наилучшим для вас с духовной точки зрения. У вас есть знание, есть понимание, поэтому вы устраиваете таким образом. У вас есть цель и поэтому вы всё делаете, чтобы достичь её. И от чего такого вы отказываетесь? От того, что причиняет только несчастья всему миру.
И мы беспокоимся: как же мы это оставим. Почему так? Потому, что мы привязаны, слишком привязаны к этому. У нас нет другого удовольствия, поэтому мы думаем: «Как я это оставлю, у меня не будет другого удовольствия». Но это начало, это когда мы ещё по-прежнему во тьме: пытаемся понять солнце, находясь в пещере. Кто-то рассказывает нам о солнце, а мы пытаемся представить его себе, при том, что мы всю жизнь прожили, не выходя из пещеры. И поэтому мы представить себе не можем, что такое солнце. Но если мы выйдем из этой пещеры и познакомимся с солнцем и со всеми его благами, мы поймём, что жизнь в пещере была на много ниже, а эта жизнь намного выше.
Вначале всё кажется довольно трудным, но позднее мы начинаем это очень ценить. Мы очень ценим свободу, которую мы получаем от того, что нами не управляют эти деятельности. И чувства постепенно тоже… Мы начинаем также овладевать чувствами. В иерархии всего душа является царём, разум подчинён ей, разум подчинён душе. Ум подчинён разуму, а чувства подчинены уму. И это правильная перспектива. А душа подчинена Верховной Душе (Верховному Господу) – вот правильная иерархия. И когда эта иерархия действует, функционирует, то жизнь выглядит такой, какой она и должна быть, – жизнь хороша.
Но в материальной жизни эта иерархия полностью перевёрнута. Ум и чувства – это царь. Разум служит уму и чувствам. А душа – это беспомощный пассажир, который едет туда, куда его тянут чувства, ум и разум, а Кришны вообще нет в картине, Его там нет. Так что очевидно – это самое плохое состояние, в котором стоит быть: когда я беспомощный слуга материально загрязнённых чувств, ума и разума. Садхана-бхакти освобождает нас от этого. Постепенно освобождает нас всё больше и больше, и мы становимся свободными. Мы можем дышать, мы как вышли из тюрьмы. И мы на самом деле начинаем это ценить: «Большое спасибо». До тех пор, пока в конечном итоге мы не становимся совершенно свободными. Постепенно мы убираем одну верёвку, другую верёвку, один засов, другой и начинаем вздыхать: «О, свобода, как приятно!» Да, это свобода.
И это то, в чём нуждается душа – в свободе. Но мы становимся свободными в процессе бхакти-йоги. И доказательства этой свободы то, что мы даже не обязаны оставаться в материальном мире – мы больше не пленники материального мира, мы свободны вернуться в духовный мир. Свобода любви к Кришне, когда можем быть в Его мире совершенства, когда можем любить всех – это свобода.
Ч.9 Практика садхана-бхакти – наш большой друг
Нам нужно понимать, что из себя вообще представляет этот процесс. Это моя жизнь и мне нужно выбрать, что я с ней собираюсь делать. Я видел, на машине было написано, наклейка такая: «Моя жизнь – мои правила». Никто не говорит мне что делать, я делаю то, что хочу. Имеется в виду, что я делаю то, что требуют мой ум и мои чувства, и я это делаю. И это иллюзия, которая пропагандируется как цель. Но правила материального мира очень жестоки, и этот господин «свободный» скоро умрёт. Его правило: «Я буду наслаждаться вечно», а правило природы – «Ты умрёшь». Его правила: «Я делаю то, что я хочу, буду наслаждаться своими чувствами, как могу, никто меня не остановит». А закон кармы говорит: «Моё правило такое: ты будешь платить огромную цену за каждое из этих действий». Так что кто тут свободен? Это всё иллюзия.
Садхана-бхакти. Не пренебрегайте этим – это не что-то плохое. Когда ваш ум будет говорить: «Я не хочу это делать», постарайтесь понять, кто в данный момент говорит. Когда ваши чувства говорят: «Я не хочу это делать», постарайтесь понять, кто говорит в данный момент. Кого я слушаю: свой ум и чувства? Использую ли я свой разум или это они используют мой разум? Это возможность действительно увидеть всё в правильном свете.
Когда я делаю свою садхана-бхакти, я делаю её с очень большой признательностью: «Теперь у меня есть решение, спасибо большое. Теперь я знаю, что мне делать, теперь я знаю, как жить». Конечно, мы вечны, поэтому мы не можем не жить. Но теперь мы можем понять: у меня есть свобода, у меня есть процесс, у меня есть возможность жить в свободе и в любви вместо того, чтобы в оковах вожделения. Думайте таким образом. Если вы будете думать таким образом – вы будете думать правильно, потому что это послание Кришны вам. И будете от этого в сердце чувствовать себя хорошо – не бойтесь самого лучшего, что когда-либо вообще может произойти. И когда у нас есть признательность, уважение, преданность, наша жизнь становиться очень яркой.
Садхана-бхакти – это наш большой друг, который приводит нас к двум последним стадиям преданного служения – сделать Кришну своим другом и всё отдать Кришне. И красота этого в том, что когда я принимаю такие решения, Кришна помогает мне – я не один, мне не нужно делать это всё в одиночку, потому что я не могу это сделать в одиночку. Но с помощью Кришны я могу это сделать. Так что Кришна с нетерпением ждёт, чтобы нам помочь. Хорошо. А сейчас немного повоспеваем.
Идёт мантра-медитация. Текст мантр:
НАМА ОМ ВИШНУ ПАДАЯ
КРИШНА ПРЕСТАЯ БХУТАЛЕ
ШРИМАТЕ СИДДХАСВАРУПАНАНДА
ПАРАМАХАМСА
ИТИ НАМИНЕ
НАМА ОМ ВИШНУ ПАДАЯ
КРИШНА ПРЕСТАЯ БХУТАЛЕ
ШРИМАТЕ БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ
ИТИ НАМИНЕ
БАДЖА ШРИ КРИШНА ЧАЙТАНЬЯ
ПРАБХУ НИТЬЯНАНДА
ШРИ АДВЕЙТА ГАДАДХАР
ШРИВАС АДИ ГООР БХАКТА ВРИНДАМ
ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ